На главную страницу  

АНПО Правовой центр ИВВ МВД РФ
т.т. (+7 495) 747-31-24 741-92-31

Skype Skype-статус

Вопрос - ответ  Вопрос - ответ

машина оформлена на дочь.когда за рулем автомобиля находился ее отец...»

Добрый день. Когда мы забронировали банкетный зал нам было...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 24. Подсудность дел

       1. Дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваются арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
       2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает:
           экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;
           дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

Комм. Андреева Т.К.

       1. Часть 1 ст.24 комментируемого АПК практически ничего не меняет по сравнению с аналогичной нормой, содержащейся в ч.1 ст.23 АПК 1992.
       В отличие от подведомственности, разграничивающей компетенцию арбитражных судов и других органов, прежде всего судов общей юрисдикции, подсудность разграничивает компетенцию между арбитражными судами, их различными звеньями внутри единой системы арбитражных судов, установленной ст.3 ФКЗоАС.
       В ч.1 ст.24 АПК сформулировано общее правило родовой подсудности дел. Родовая подсудность дает возможность определить, какого уровня арбитражный суд вправе рассматривать то или иное дело. Так как критерием родовой подсудности является род дела (или предмет спора), то она и получила название родовой (или предметной) подсудности. Именно она позволяет разграничить подведомственные арбитражному суду дела в зависимости от их рода или предмета спора между различными уровнями, звеньями системы.
       Общее правило, сформулированное в ч.1 ст.24 АПК, состоит в том, что дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются судами субъектов Российской Федерации. Это суды низового и, пожалуй, главного, основного звена системы. Арбитражные суды именно этого уровня вправе рассматривать по первой инстанции практически все категории дел, подведомственных арбитражному суду, с разными составами участников, за исключением дел, отнесенных к подсудности ВАС РФ.
       Судами субъектов Российской Федерации считаются действующие в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах арбитражные суды; все они имеют статус федеральных (см. ст.1, 3 ФКЗоАС и ст.24 АПК). Причем по содержанию и объему компетенции все арбитражные суды субъектов Российской Федерации равны между собой. Это обстоятельство имеет важное значение для определения родовой подсудности дел, поскольку в случае невозможности разбирательства того или иного дела в одном арбитражном суде оно может быть передано в другой арбитражный суд того же уровня, т.е. в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации (см. коммент. к ст.31 АПК).
       Исключением из правила, сформулированного в ч.1 ст.24 АПК, является отнесение некоторых категорий дел к подсудности ВАС РФ.
       Критерием разграничения компетенции ВАС РФ и арбитражных судов субъектов Российской Федерации и является родовая подсудность, однако род дела при этом предопределяется составом субъектов спора. Такой вывод следует из того, что, например, дела о признании недействительными ненормативных актов, изданных другими государственными органами, кроме названных в ч.2 ст.24 АПК, не рассматриваются Высшим Арбитражным Судом РФ.
       Исходя из правил родовой подсудности можно также заключить, что никакие дела не рассматриваются по первой инстанции федеральными арбитражными судами округов, которые также входят в систему арбитражных судов в Российской Федерации и являются ее новым звеном (ст.3 ФКЗоАС). Их назначение — проверка в кассационном порядке судебных актов, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации. В частности, в ст.24 ФКЗоАС определено, что федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях (см. также коммент. к гл.21 АПК).
       2. В ч.2 ст.24 прямо названы категории дел, которые ВАС РФ рассматривает по первой инстанции. Причем круг этих дел очень ограничен. И в отличие от АПК 1992, позволявшего ВАС РФ принять к своему производству споры, подсудные другим арбитражным судам, при наличии соглашения сторон о передаче спора в ВАС РФ или в случае невозможности рассмотрения дела соответствующим арбитражным судом (ч.3 и 4 ст.23 АПК 1992), комментируемый Кодекс не предоставляет ему таких прав.
       Значительно сокращен и круг дел, отнесенных к подсудности ВАС РФ, по сравнению с тем, что был определен АПК 1992, который, кроме того, носил еще и открытый характер. Так, кроме споров, отнесенных к подсудности ВАС РФ ст.23 АПК 1992, предусматривалась возможность отнесения к его ведению законодательными актами Российской Федерации, межгосударственными соглашениями и международными договорами иных споров. Например, Таможенным кодексом (ст.371) предусмотрено, что ВАС РФ рассматривает дела о продлении сроков, установленных для обжалования актов таможенных органов в административном порядке.
       В настоящее время названное положение Таможенного кодекса не действует в силу его несоответствия ст.24 АПК и ст.10 ФКЗоАС.
       Такую позицию занял Президиум ВАС РФ, когда постановлением от 20 августа 1996г. No.8429/95 отменил определение и постановление арбитражного суда, которыми было прекращено производство по делу, и направил его на новое рассмотрение в тот же суд.
       При этом Президиум исходил из полномочий ВАС РФ, исчерпывающий перечень которых определен в ст.10 ФКЗоАС. Восстановление сроков, установленных ст.371 ТК, в компетенцию ВАС РФ не входит. Поэтому Президиум признал, что если заявление о признании недействительным решения вышестоящего таможенного органа подано с пропуском срока, установленного ч.2 ст.371 ТК, то вопрос о его восстановлении должен решаться арбитражным судом, рассматривающим спор.
       3. АПК относит к родовой подсудности ВАС РФ лишь две категории дел; это, во-первых, экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и экономические споры между субъектами Российской Федерации и, во-вторых, дела о признании недействительными ненормативных актов высших органов государственной власти Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан — Президента, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.
       Это означает, что все другие подведомственные арбитражному суду дела, независимо от того, касаются ли они имущества, относящегося к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, рассматриваются арбитражными судами субъектов Российской Федерации.
       То же самое относится и к спорам о признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов. Ранее такие акты, изданные государственными и иными органами Российской Федерации, обжаловались в ВАС РФ. По действующему АПК круг органов, акты которых могут быть обжалованы в ВАС РФ, ограничен актами высших органов государственной власти Российской Федерации. Акты других государственных органов, в том числе федеральных министерств и ведомств, обжалуются в арбитражном суде субъекта Российской Федерации по общим правилам территориальной подсудности.
       При этом следует иметь в виду, что если в одном иске заявлено несколько требований, адресованных различным ответчикам, например, о признании недействительными ненормативных актов, изданных Правительством РФ, федеральным министерством, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то эти требования необходимо разъединить (ст.105 АПК) и рассматривать с учетом правил подсудности. Так, иск о признании недействительным ненормативного акта Правительства РФ будет рассматриваться согласно ст.24 АПК ВАС РФ, а в части других требований судья должен возвратить исковое заявление со ссылкой на п.3 ч.1 ст.108 АПК в связи с неподсудностью дела данному арбитражному суду.


<< Назад Оглавление Вперед >>



     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Студия НСв <<Новый Свет>>