На главную страницу  

АНПО Правовой центр ИВВ МВД РФ
т.т. (+7 495) 747-31-24 741-92-31

Skype Skype-статус

Вопрос - ответ  Вопрос - ответ

Здравствуйте, мне 19 лет можно ли всать на утчет в Военкомат по...»

машина оформлена на дочь.когда за рулем автомобиля находился ее отец...»

Добрый день. Когда мы забронировали банкетный зал нам было...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 15. Реорганизация общества

       1. Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
       Другие основания и порядок реорганизации общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
       2. Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
       3. Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
       При реорганизации общества путем присоединения к другому обществу первое из них считается реорганизованным с момента внесения органом государственной регистрации в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.
       4. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.
       5. Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общество в письменной форме уведомляет об этом своих кредиторов. Кредитор вправе требовать от общества прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков путем письменного уведомления в срок:
           не позднее 30 дней с даты направления обществом кредитору уведомления о реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования;
           не позднее 60 дней с даты направления обществом кредитору уведомления о реорганизации в форме разделения или выделения.
       Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

       1. Статья 15 Закона об АО основывается на положениях ст.57-59 ГК. Понятие “реорганизация” означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. В этом Закон об АО совпадает с Положением об АО (см. п.144 Положения об АО). Особенности правопреемства в зависимости от формы реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) установлены в ст.58 ГК. Правопреемство при реорганизации акционерного общества регулируется также ст.ст.16-20 Закона об АО (см. комментарии к ним). Прекращение акционерного общества с переходом прав и обязанностей к вновь возникающим юридическим лицам отличает его реорганизацию от ликвидации, не предполагающей правопреемства (см. ст.61 ГК; ст.21 Закона об АО и комментарий к ней).
       Нормы ст.ст.15 - 20 Закона об АО регулируют только отношения, возникающие при добровольной реорганизации акционерного общества (т.е. реорганизации, осуществляемой по решению его учредителей или по решению общего собрания акционеров).
       Законодательством предусмотрены и основания принудительной реорганизации юридического лица. В частности, п.2 ст.57 ГК предусматривает, что в случаях, установленных законом, реорганизации юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Прежде всего здесь имеется в виду антимонопольное законодательство. Закон РФ от 22.03.91г. “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” с изменениями и дополнениями (Ведомости РСФСР, 1991, No.16, ст.499; Ведомости РФ, 1992, No.32, ст.1882; СЗ РФ, 1995, No.22) предусматривает право федерального антимонопольного органа давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в частности, об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава (ст.12 указанного закона).
       Если учредители акционерного общества, уполномоченный ими орган или орган общества, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществит реорганизацию в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску этого органа назначает внешнего управляющего и поручает ему осуществить реорганизацию данного общества. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами акционерного общества. Внешний управляющий вправе выступать от имени общества в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц (см. п.2 ст.57 ГК).
       В случае, когда коммерческие организации занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.
       По общему правилу, решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при наличии совокупности следующих условий:
           возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;
           отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);
           возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
       Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев (см. ст.19 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”).
       В случаях, установленных законом, реорганизация акционерного общества в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Например, согласно ст.17 Закона РФ от 22.03.91г. “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” федеральный антимонопольный орган в целях предотвращения возможного злоупотребления коммерческими организациями доминирующим положением или ограничениями конкуренции осуществляет контроль за слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда. В этих случаях лица или органы, принимающие решение о слиянии или присоединении таких организаций, представляют в федеральный антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации, также ходатайство о даче согласия на реорганизацию и сведения об основных видах деятельности и объемах производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг). Федеральный антимонопольный орган вправе запросить и иную информацию.
       Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации и (или) ограничению конкуренции либо при рассмотрении представленных документов будет обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной.
       2. Пункт 2 комментируемой статьи частично воспроизводит правила, установленные в п.1 ст.57 ГК и в ст.8 Закона об АО. Указанные в нем формы реорганизации не полностью совпадают с формами реорганизации акционерного общества, установленными Положением об АО, которое в качестве таковых называло слияние, разделение, выделение, поглощение и преобразование (пп.142, 145, 146, 148 Положения об АО).
       3. Пункт 3 комментируемой статьи почти дословно воспроизводит нормы п.4 ст.57 ГК, действующие в отношении всех юридических лиц. По общему правилу, реорганизация акционерного общества признается завершенной и влечет юридические последствия (правопреемство) с момента осуществления государственной регистрации созданного в результате реорганизации юридического лица. Поскольку в случае присоединения одного общества к другому вместо двух акционерных обществ остается одно, права и обязанности реорганизованного общества переходят к обществу, к которому осуществлялось присоединение, с момента совершения в едином государственном реестре записи о прекращении присоединенного акционерного общества.
       4. Согласно п.4 ст.15 Закона об АО общества, возникающие в результате реорганизации акционерного общества, подлежат государственной регистрации в порядке, который установлен ст.51 ГК, п.2 ст.4 и ст.13 Закона об АО (о порядке государственной регистрации и представляемых учредителями для регистрации документах см. комментарии к ст.ст.4 и 13 Закона об АО). В соответствии со ст.17 Закона РФ от 22.03.91г. “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” факту государственной регистрации обществ, возникших в результате реорганизации акционерного общества, в случаях, указанных в этой статье, предшествует получение согласия федерального антимонопольного органа, который вправе запросить документы и иную информацию, указанную в п.2 данной статьи (подробнее об этом см. комментарий к п.1 ст.15 Закона об АО).
       Особенности создания и государственной регистрации акционерного общества, возникающих в результате приватизации (путем преобразования государственных и муниципальных предприятий), регулируются законодательством о приватизации. Особенности создания и государственной регистрации банков, страховых организаций и инвестиционных институтов, которые могут возникнуть при реорганизации акционерных обществ, регулируются специальным законодательством (см. ст.1 Закона об АО и комментарий к ней).
       ГК предусматривает два основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц, в возникших в результате реорганизации. Это:
           а) непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса и
           б) отсутствие в указанных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица (ст.59 ГК).
       Передаточный акт и разделительный баланс обязательно должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного акционерного общества в отношении всех его кредиторов и должников, в т.ч. и обязательства, оспариваемые сторонами. Указанные документы утверждаются учредителями (учредителем) общества или органом, принявшим решение о его реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
       Внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ в настоящее время осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке ведения Государственного реестра предприятий, утвержденным ГНС РФ 12.04.93г. и согласованным 14.04.93г. Минфином РФ.
       Государственный реестр предприятий представляет собой списки, содержащие сведения о действующих, вновь созданных, реорганизованных и ликвидированных предприятий независимо от их организационной формы, формы собственности и видов деятельности, которые расположены на территории РФ. Исключение из государственного реестра означает изъятие сведений о предприятии из соответствующего списка, возврат документа, подтверждающего акт включения предприятия в государственный реестр и передачу его на архивное хранение. Таким документом является карта постановки на налоговый учет и включения в государственный реестр предприятий, форма которой приводится в приложении No.1 Положению о порядке ведения государственного реестра предприятий.
       5. Одним из условий реорганизации акционерного общества является соблюдение прав его кредиторов. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации предусмотрены ст.60 ГК. Развивая эти нормы, п.5 ст.15 Закона об АО определяет 30-дневный срок с даты принятия решения о реорганизации, в течение которого общество обязано уведомить своих кредиторов о проводимой реорганизации. Здесь установлены и сроки, в течение которых кредиторы вправе потребовать от акционерного общества прекращения или досрочного исполнения обязательств, по которым оно является должником, и возмещения убытков. ГК же данные сроки не определяет.
       Второй абзац п.5 ст.15 Закона об АО воспроизводит применительно к акционерному обществу норму ГК, установленную в п.3 ст.60. Данная норма является императивной. Согласно ст.323 ГК, кредитор вправе потребовать исполнения обязательства реорганизованного акционерного общества и возмещения убытков, а также уплаты неустойки от любого из созданных результате реорганизации юридических лиц полностью или от всех этих юридических лиц совместно. О солидарной ответственности см. ст.322 ГК, о возражениях против требований кредитора при солидарной обязанности - ст.324 ГК, об исполнении солидарной обязанности одним из должников - ст.325 ГК.


<< Назад Оглавление Вперед >>



     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Студия НСв <<Новый Свет>>