На главную страницу  

АНПО Правовой центр ИВВ МВД РФ
т.т. (+7 495) 747-31-24 741-92-31

Skype Skype-статус

Вопрос - ответ  Вопрос - ответ

Здравствуйте, мне 19 лет можно ли всать на утчет в Военкомат по...»

машина оформлена на дочь.когда за рулем автомобиля находился ее отец...»

Добрый день. Когда мы забронировали банкетный зал нам было...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 22. Порядок ликвидации общества

       1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.
       2. В случае, если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
       3. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества.
       4. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого общества.
       5. Если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
       6. Выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
       7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого общества.

       1. Комментируемая статья основана на нормах ст.63 ГК, регулирующих общий для все юридических лиц порядок проведения ликвидации, который в целом совпадает с порядком ликвидации акционерного общества, установленным в ст.22 Закона об АО.
       После принятия общим собранием акционеров решений о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, а также одобрения состава ликвидационной комиссии органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (см. ст.21 Закона об АО и комментарий к ней), совершаются действия, связанные с собственно ликвидацией акционерного общества. Первое из них, являющееся одновременно обязательным условием для совершения последующих действий в этом направлении, - опубликование ликвидационной комиссией сообщения о ликвидации общества в соответствии с требованиями законодательства. Минимум информации, которую должно содержать данное сообщение, определен в п.1 ст.22 Закона об АО.
       Практически в объявлении о ликвидации общества нужно констатировать факт, что акционерное общество с соответствующим фирменным наименованием и местом нахождения находится в процессе ликвидации, указать кому, по какому адресу и в какие сроки кредиторы общества могут предъявить свои требования, а также сообщить сведения о почтовом и фактическом адресах ликвидационной комиссии. При этом нужно иметь в виду, что и ГК (п.1 ст.63), и пункт 1 комментируемой статьи определяют единый минимальный срок для предъявления требований кредиторами - не менее двух месяцев со дня опубликования объявления (сообщения) о ликвидации.
       При большом количестве имущественных обязательств, наличии сомнительных или спорных долгов и исходя из иных фактических обстоятельств, ликвидационная комиссия вправе предусмотреть более длительные сроки для предъявления претензий кредиторами. Следует отметить, что законодательством не определен максимальный срок для предъявления требований в таких случаях.
       Объявление о ликвидации акционерного общества должно быть помещено в печатном издании, публикующем сведения о государственной регистрации юридических лиц. Поэтому опубликование такого объявления, например, в рекламной газете, как это имеет место на практике, не должно рассматриваться как выполнение требований ГК и Закона об АО об обязательной публикации сообщения о ликвидации. Подобная публикация, по нашему мнению, может иметь лишь вспомогательное значение и являться не более чем дополнением к объявлению, опубликованному в установленном порядке. Самостоятельного юридического значения такая публикация не имеет.
       Согласно п.12.1 Положения о порядке ведения государственного реестра предприятий, утвержденного ГНС РФ 12.04.93г. по согласованию 14.04.93г. с Минфином РФ, ликвидационная комиссия в срок до 10 дней со дня публикации объявления о ликвидации акционерного общества должна представить в государственную налоговую инспекцию, в которой общество состоит на учете, следующие документы:
           а) копию решения общего собрания акционеров о ликвидации акционерного общества;
           б) первый экземпляр карты постановки на налоговый учет и включения в государственный реестр юридических лиц (карта является приложением No.1 к упомянутому Положению) в качестве подтверждения Факта, что акционерное общество было включено в государственный реестр;
           в) информационное письмо во включении акционерного общества в государственный реестр (приложение No.4 к Положению).
       2. Пункт 2 ст.22 Закона об АО предусматривает скорее теоретическую, чем практическую возможность распределения имущества акционерного общества при его ликвидации в ином, по сравнению с общими правилами, порядке. Тем не менее, п.2 комментируемой статьи не освобождает ликвидационную комиссию от обязанностей опубликовать сообщение о ликвидации, принять меры к получению дебиторской задолженности, составить промежуточный ликвидационный баланс и отдельный ликвидационный баланс акционерного общества, а также совершить иные действия в соответствии с ГК Законом об АО.
       3. Следующий этап ликвидации акционерного общества заключается в совершении ликвидационной комиссией действий по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. Основанием для выявления кредиторов и дебиторов общества служат первичные и иные документы бухгалтерского учета, заключения ревизионной комиссии (ревизора) акционерного общества и внешнего аудитора общества (о внутреннем и внешнем аудите см. ст.ст.85-87 Закона об АО и комментарии к ним), акты проверок налоговых и иных органов, другие документы общества (о документах акционерного общества см. ст.89 Закона об АО и комментарий к ней).
       Ликвидационная комиссия обязана в письменной форме уведомить каждого кредитора о ликвидации общества и сообщить срок для предъявления кредиторами имущественных требований. Здесь нужно иметь в виду, что объявление о ликвидации акционерного общества (см. п.1 комментария к настоящей статье) не заменяет собой письменного уведомления каждого кредитора общества персонально. Ликвидационная комиссия должна располагать документами, подтверждающими факт персонального письменного уведомления каждого кредитора о ликвидации акционерного общества и сроках для предъявления требований кредиторами. Такими доказательствами могут быть, в частности, копии всех уведомлений, направленных кредиторам с приложением документов, подтверждающих их отправку, - почтовых квитанций, выписок из книги регистрации отправлений средствами электронной связи и т.п.
       Закон об АО (п.3 ст.22) вслед за ГК (п.1 ст.63) требует также принятия ликвидационной комиссией мер к получению обществом дебиторской задолженности. Как представляется, идея законодателя в данном случае заключается в том, чтобы обеспечить создание имущественной массы, достаточной для расчетов с кредиторами и акционерами общества. Поэтому ликвидационная комиссия должна в случаях, предусмотренных законодательством, направить дебиторам претензии, а при необходимости - предъявить иски.
       В то же время получение дебиторской задолженности, по нашему мнению, - не самоцель. Если общество располагает достаточными имущественными и финансовыми ресурсами для расчетов с кредиторами, оно вправе, при желании, ограничиться формальными мерами к получению дебиторской задолженности, письменно потребовав ее от своих должников. При наличии имущества, достаточного для удовлетворения требований всех кредиторов и расчетов со всеми акционерами в соответствии со ст.23 Закона об АО и ст.64 ГК, неполное истребование дебиторской задолженности, как представляется, не может рассматриваться как невыполнение обязательных требований законодательства, предъявляемых к процедуре ликвидации акционерного общества. Кстати, до введения в действие ГК в обязательном порядке нужно было выявить только кредиторов общества, рассчитаться с ними и с акционерами (см. п.138 Положения об АО). Истребование же долгов у дебиторов общества не предусматривалась в качестве обязательного этапа ликвидации.
       4. Промежуточный ликвидационный баланс составляется не ранее чем через два месяца с даты опубликования сообщения (объявления) о ликвидации (см. п.1 ст.22 Закона об АО и комментарий к данному пункту). Обязанность составления промежуточного ликвидационного баланса возлагается на ликвидационную комиссию.
       Промежуточный ликвидационный баланс должен обязательно содержать сведения, указанные в п.4 ст.22 Закона об АО и в п.2 ст.63 ГК. Особое значение имеет отражение в таком балансе результатов рассмотрения ликвидационной комиссией требований кредиторов. Здесь нужно иметь в виду, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии, но только до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса акционерного общества (п.4 ст.64 ГК). Если кредитор не обращался с иском в суд, несмотря на отказ ликвидационной комиссии удовлетворить его требования, или суд отказал в их удовлетворении, такие требования считаются погашенными (см. п.6 ст.64 ГК).
       Утверждение промежуточного ликвидационного баланса относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров и в силу п.2 ст.48 Закона об АО не может быть осуществлено решением совета директоров (наблюдательного совета) или исполнительного органа акционерного общества. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса общего собрания акционеров нуждается в согласовании с органом, осуществляющим государственную регистрацию соответствующего акционерного общества.
       5. Пункт 5 ст.22 Закона об АО обязывает ликвидационную комиссию при недостаточности денежных средств обратить в деньги иное имущество (например, основные средств, товарные запасы, сырье, материалы и т.п.) для расчетов с кредиторами.
       Таким образом, для расчетов с кредиторами используются главным образом денежные средства. Но в то же время законодательство не устанавливает прямых запретов на удовлетворение требований кредиторов не деньгами, а иным имуществом, если, например, соответствующий кредитор дает на это свое согласие. Поэтому правило, установленное в п.5 комментируемой статьи вряд ли следует рассматривать как императивную норму. Скорее, в ней предусматривается один из возможных вариантов действий ликвидационной комиссии в соответствующей ситуации.
       Об исполнении судебных решений см. главы 38, 40-42 ГПК и раздел IV АПК.
       6. Пункт 6 комментируемой статьи, основываясь на п.4 ст.63 ГК, предусматривает правило о том, что расчеты с иными кредиторами, помимо кредиторов первых четырех очередей, установленных ГК, могут быть начаты не ранее чем через месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Приоритет здесь имеют кредиторы первой, второй, третьей и четвертой очередей, поскольку расчеты с ними начинают производиться уже со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
       Согласно ст.64 ГК требования кредиторов при ликвидации юридического лица удовлетворяются в следующей очередности:
           — в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
           — во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате трудами с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
           — в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
           — в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
           — в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
       Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого акционерного общества оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
       7. Ликвидационный баланс акционерного общества является его окончательным балансом, как бы подводящим итоги ликвидации общества и завершающим его расчеты с кредиторами.
       Ликвидационный баланс может быть утвержден только общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим в свое время государственную регистрацию соответствующего акционерного общества. После этого в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись, исключающая из него ликвидированное акционерное общество.


<< Назад Оглавление Вперед >>



     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Студия НСв <<Новый Свет>>