На главную страницу  

АНПО Правовой центр ИВВ МВД РФ
т.т. (+7 495) 747-31-24 741-92-31

Skype Skype-статус

Вопрос - ответ  Вопрос - ответ

Здравствуйте, мне 19 лет можно ли всать на утчет в Военкомат по...»

машина оформлена на дочь.когда за рулем автомобиля находился ее отец...»

Добрый день. Когда мы забронировали банкетный зал нам было...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 12. Учредительные документы общества

       1. В учредительном договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества.
       2. Устав общества должен содержать:
           полное и сокращенное фирменное наименование общества;
           сведения о месте нахождения общества;
           сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
           сведения о размере уставного капитала общества;
           сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;
           права и обязанности участников общества;
           сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;
           сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;
           сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;
           иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
       Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.
       3. По требованию участника общества, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с учредительными документами общества, в том числе с изменениями. Общество обязано по требованию участника общества предоставить ему копии действующих учредительного договора и устава общества. Плата, взимаемая обществом за предоставление копий, не может превышать затраты на их изготовление.
       4. Изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества.
       Изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Федерального закона для регистрации общества.
       Изменения, внесенные в учредительные документы общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.
       5. В случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества преимущественную силу для третьих лиц и участников общества имеют положения устава общества.

       1. Статья содержит основные положения об учредительном договоре и уставе общества с ограниченной ответственностью. Она основывается на нормах ст.52 и 89 ГК РФ, но при этом содержит и новые правила, отражающие специфику учредительных документов хозяйственного общества данного вида.
       Учредительный договор общества с ограниченной ответственностью, являющийся его учредительным документом, существенно отличается от договора о создании акционерного общества, который не относится к числу его учредительных документов (см. п.1 ст.98 ГК РФ и п.5 ст.9 ФЗ "Об акционерных обществах"), поскольку имеет значение лишь договора о совместной деятельности. Прежде всего это отличие состоит в том, что договор о создании акционерного общества необходим только при создании общества и утрачивает силу с момента его государственной регистрации в связи с исполнением сторонами своих обязательств, связанных с достижением указанной цели.
       Учредительный договор общества с ограниченной ответственностью не прекращает своего действия после создания общества, поскольку совместная деятельность учредителей по созданию общества является лишь одним из элементов комплексного предмета данного договора. В таком учредительном договоре главными являются сохраняющие свое значение вплоть до прекращения общества положения о его создании, а также основополагающие для данного общества правила и нормы, перечисленные в п.1 комментируемой статьи.
       Учредительный договор заключается в простой письменной форме и подписывается всеми учредителями общества. Это не лишает учредителей права придать ему и нотариальную форму. Следует подчеркнуть, что из законодательства не вытекает обязательность нотариального удостоверения данного договора, и придание ему нотариальной формы зависит только от усмотрения учредителей общества. Поэтому органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, не вправе требовать от учредителей общества нотариального удостоверения такого договора.
       В случае, когда у общества с ограниченной ответственностью один учредитель, нормы, установленные в п.1 ст.12 Закона, не применяются.
       В п.1 ст.12 Закона синтезированы требования ГК РФ, предъявляемые к учредительным договорам всех юридических лиц (ст.52) и положения п.2 ст.89, относящиеся к учредительному договору общества с ограниченной ответственностью. В комментируемой норме элементы содержания учредительного договора изложены в виде исчерпывающего перечня. Практически это означает, с одной стороны, что все перечисленные здесь вопросы необходимо разрешить именно в учредительном договоре, а не в уставе общества, а с другой, - что любые требования о включении в учредительный договор дополнительных сведений, выходящих за пределы данного перечня, будут являться неправомерными. В то же время целесообразно иметь в виду, что учредители общества с ограниченной ответственностью при необходимости могут урегулировать в учредительном договоре и другие, помимо перечисленных, отношения.
       2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает обязательные требования к содержанию устава общества с ограниченной ответственностью и допускает возможность включения в него иных, помимо обязательных, сведений, не противоречащих федеральным законам.
       Устав общества с ограниченной ответственностью является локальным нормативным документом, обязательным как для всех участников данного общества, так и для самого общества как юридического лица. Поскольку правоспособность юридического лица (см. ст.49 ГК РФ) реализуется его органами (см. ст.53 ГК РФ), устав общества обязателен к исполнению всеми органами общества - общим собранием участников, советом директоров (наблюдательным советом) общества (если он образован), единоличным исполнительным органом, коллегиальным исполнительным органом, ревизионной комиссией (ревизором). Устав обязателен для всех участников соответствующего общества, а не только тех, кто участвовал в утверждении устава при учреждении общества. Законодательство и правопри-менительная практика исходят из обязательности устава общества также и для третьих лиц, в частности, его контрагентов.
       На основании своего устава и учредительного договора общество с ограниченной ответственностью в лице соответствующего органа управления выступает участником гражданского оборота, субъектом трудовых, налоговых и других правоотношений. Устав с учетом общих требований законодательства индивидуализирует юридический статус конкретного общества.
       Правовые нормы, устанавливающие обязательные требования к уставам обществ с ограниченной ответственностью, содержатся в п.2 ст.52 ГК РФ (общие требования к уставам любых юридических лиц), в п.2 ст.89 ГК РФ (требования к учредительным документам обществ с ограниченной ответственностью), в п.2 ст.11 и ряде других статей Закона.
       Пункт 2 комментируемой статьи обобщает и конкретизирует упомянутые нормы ГК РФ, а также содержит отсылку к иным положениям, предусмотренным Законом в качестве обязательных для включения в устав. Таким образом, перечень сведений, которые должны содержаться в уставе общества с ограниченной ответственностью, установленный в п.2 ст.12 Закона, не является исчерпывающим.
       В данной норме установлено правило о том, что устав должен содержать и иные сведения, предусмотренные Законом. Как правило, это сведения, отражаемые в уставе в связи с возникновением определенных обстоятельств (создание филиала, уменьшение или увеличение уставного капитала и др.). При учреждении общества такие обстоятельства либо отсутствуют, либо в принципе не могут иметь места, однако из этого правила имеются и исключения. Кроме того, в Законе установлена также обязательность указаний в уставе и иных сведений, вне зависимости от каких-либо условий.
       К сведениям первой группы относятся следующие сведения:
           о всех созданных филиалах и открытых представительствах общества (п.5 ст.5);
           об изменениях, связанных с увеличением уставного капитала общества (ст.19);
           об изменениях, связанных с уменьшением уставного капитала общества (ст.20);
           об изменениях, связанных с перераспределением, продажей или погашением долей, принадлежащих обществу (ст.24);
           о порядке создания и размерах резервного и иных фондов общества, если указанные фонды создаются (ст.30);
           о порядке образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, порядке прекращения полномочий членов этого органа и компетенции его председателя, если данный орган в обществе создается (п.2 ст.32);
           о правилах образования и функциях ревизионной комиссии (ревизора) (п.6 ст.32), а также порядке работы ревизионной комиссии (ревизора) (ст.47), создаваемой (избираемого) в обществах, имеющих более 15 участников в обязательном порядке, в остальных - по желанию участников;
           о количестве членов и сроке деятельности коллегиального исполнительного органа общества, порядке его деятельности и принятия решений, если его образование предусмотрено уставом (ст.41).
       К сведениям второй группы относятся сведения:
           о сроке проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества (ст.34);
           о порядке проведения общего собрания участников общества (ст.37);
           о сроке, на который избирается единоличный исполнительный орган общества (ст.40).
       Кроме того, в Законе содержится множество диспозитивных норм, предоставляющих учредителям общества право (но не обязывающих их) включить в устав определенные дополнительные правила, например:
           о месте нахождения общества по месту постоянного нахождения его органов управления или по основному месту его деятельности (п.2 ст.4);
           о дополнительных правах (п.2 ст.8) и дополнительных обязанностях (п.2 ст.9) участников общества;
           о видах имущества, которое не может быть вкладом в уставный капитал (п.2 ст.15);
           о большем по сравнению с установленным Законом числом голосов, необходимых для принятия решения об увеличении уставного капитала общества за счет его имущества (п.1 ст.18);
           об установлении иного, по сравнению с установленным Законом, срока для внесения дополнительных вкладов участниками общества (п.1 ст.19) и многие другие.
       Наличие большого количества подобных норм отражает преимущественно диспозитивный характер гражданско-правового регулирования и обеспечивает участникам широкий выбор вариантов оптимизации деятельности конкретного общества.
       Добавим, что некоторые статьи Закона предлагают урегулировать тот или иной вопрос либо в уставе, либо в ином внутреннем документе общества. Соответствующие правила включаются в устав только по желанию участников общества, и отсутствие в нем указанных сведений не может служить основанием для признания устава общества с ограниченной ответственностью не соответствующим законодательству.
       Обращает на себя внимание, что Закон обязывает включать и в устав, и в учредительный договор одинаковые по существу сведения, например, о размере уставного капитала, размерах долей участников. Думается, что такое дублирование вряд ли объективно необходимо.
       Норма, содержащаяся в последнем абзаце п.2 ст.12 Закона, является диспозитивной и применяется по усмотрению участников соответствующего общества.
       В случаях, указанных в Законе, а также в других случаях по желанию участников общества в устав вносятся изменения, подлежащие государственной регистрации.
       3. Требование любого заинтересованного лица, как это следует из буквального толкования п.3 комментируемой статьи, обязывает общество с ограниченной ответственностью предоставлять практически любому физическому или юридическому лицу возможность ознакомления с учредительными документами общества, поскольку уже само по себе обращение лица с такой просьбой может рассматриваться как проявление его заинтересованности. Разумными допустимо считать сроки, достаточные для того, чтобы в течение рабочего дня предоставить заинтересованному лицу копии учредительных документов и всех изменений и дополнений к ним.
       Поскольку затраты общества на изготовление копии вряд ли можно оперативно калькулировать в каждый конкретный период времени, когда такая копия изготавливается, целесообразно принимать за единицу расчета среднюю себестоимость копирования за предыдущий месяц, квартал и т.п. Понятно, что такие расчеты весьма условны, но главное - плата за предоставление копии не должна включать в себя прибыль общества. Правила, аналогичные содержащимся в п.3 ст.12 Закона, ранее установлены в акционерном законодательстве Российской Федерации (см. ст.11 ФЗ "Об акционерных обществах").
       4. В соответствии с подп.1 п.3 ст.91 ГК РФ изменение устава общества с ограниченной ответственностью относится к исключительной компетенции общего собрания его участников (см. также подп.1 п.2 ст.33 Закона), причем изменение размера уставного капитала с необходимостью влечет изменение устава общества. Комментируемый Закон (п.4 ст.12) содержит и новеллу, согласно которой по решению общего собрания участников общества изменения могут вноситься не только в устав, но и в учредительный договор общества с ограниченной ответственностью. Внесение изменений в учредительный договор, как и изменений в устав, относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества (см. подп.3 п.2 ст.33 Закона и комментарий к данному пункту).
       Поскольку внесение изменений и дополнений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью относится к исключительной компетенции общего собрания его участников, вполне очевидно, что увеличение (уменьшение) уставного капитала, влекущее изменение устава и учредительного договора общества, осуществляется на основании соответствующего решения общего собрания.
       Закон предусматривает особенности принятия решений о внесении изменений в устав и в учредительный договор общества с ограниченной ответственностью. Так, решение общего собрания участников общества о внесении изменений в учредительный договор должно быть принято всеми участниками общества единогласно (см. ст.37 Закона и комментарий к ней). Это означает, что такое решение принимается голосами всех участников общества, а не только голосами участников, присутствующих на общем собрании.
       Решение о внесении изменений в устав общества с ограниченной ответственностью, по общему правилу, должно быть принято простым большинством голосов от общего числа голосов всех участников общества, а не только тех из них, которые присутствуют на соответствующем общем собрании. Уставом общества данное правило может быть изменено и установлено большее число голосов, необходимых для принятия такого решения (см. п.8 ст.37 Закона, и комментарий к данному пункту).
       В отдельных случаях внесения изменений в устав общества Законом на основании п.8 ст.37 устанавливается обязательность принятия соответствующих решений квалифицированным большинством от общего числа голосов всех участников общества. Так, при увеличении уставного капитала общества с ограниченной ответственностью за счет имущества общества и (или) за счет дополнительных вкладов его участников и (или), если это не запрещено уставом общества, вкладов третьих лиц, принимаемых в общество, согласно ст.18 и 19 Закона решения об увеличении уставного капитала должны быть приняты на общем собрании большинством не менее чем в две трети голосов об общего числа голосов участников общества (а не только голосов участников, присутствовавших на собрании). При этом уставом общества может быть предусмотрена необходимость большего числа голосов участников для принятия соответствующих решений (см. ст.18 и 19 Закона и комментарии к ним).
       Любые изменения и дополнения, которые вносятся в устав или в учредительный договор общества с ограниченной ответственностью, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации. Порядок государственной регистрации изменений в учредительные документы общества аналогичен порядку государственной регистрации общества (о государственной регистрации см. ст.13 Закона и комментарий к ней).
       Правило о государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы общества, установленное во втором абзаце п.4 ст.12 Закона, вытекает из смысла п.3 ст.52 ГК РФ и не является новеллой. Комментируемая статья устанавливает общий порядок и для государственной регистрации общества как юридического лица, и для государственной регистрации изменений и дополнений в его учредительные документы.
       По общему правилу, установленному в третьем абзаце п.4 ст.12 Закона, изменения, внесенные в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации данных изменений. Комментируемая норма основывается на правиле, содержащемся в п.3 ст.52 ГК РФ, согласно которому изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. В целях защиты интересов третьих лиц ГК РФ определяет также, что юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, которые действовали уже с учетом этих изменений. В этом случае, например, общество с ограниченной ответственностью не может отказаться от исполнения обязанности, ссылаясь на отсутствие регистрации изменений устава.
       Однако ГК РФ (п.3 ст.52) устанавливает и исключения из общего правила. В случаях, предусмотренных законом, изменения учредительных документов приобретают силу в ином порядке. Например, в случаях, прямо предусмотренных комментируемым Законом, такие изменения становятся юридически значимыми для третьих лиц не с момента их государственной регистрации, а с момента уведомления обществом органа, осуществляющего государственную регистрацию, о внесении соответствующих изменений. Так, согласно п.5 ст.5 Закона, изменения в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (см. также комментарий к ст.5 Закона). Аналогичные правила предусмотрены и для акционерных обществ в ФЗ "Об акционерных обществах".
       5. Пункт 5 комментируемой статьи содержит новую по сравнению с ГК РФ норму, определяющую приоритет правил, установленных уставом общества с ограниченной ответственностью по отношению к правилам, содержащимся в учредительном договоре. В случае коллизии норм устава и учредительного договора нормы устава считаются имеющими большую силу для лиц, указанных в данном пункте.





     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Студия НСв <<Новый Свет>>