На главную страницу  

АНПО Правовой центр ИВВ МВД РФ
т.т. (+7 495) 747-31-24 741-92-31

Skype Skype-статус

Вопрос - ответ  Вопрос - ответ

Здравствуйте, мне 19 лет можно ли всать на утчет в Военкомат по...»

машина оформлена на дочь.когда за рулем автомобиля находился ее отец...»

Добрый день. Когда мы забронировали банкетный зал нам было...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 32. Органы общества

       1. Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным.
       Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.
       Положения учредительных документов общества или решения органов общества, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.
       Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
       Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
       2. Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества.
       Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом.
       Уставом общества может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся образование исполнительных органов общества, досрочное прекращение их полномочий, решение вопросов о совершении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона, решение вопросов о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона, решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, а также решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительный орган общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества.
       Порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества определяются уставом общества.
       Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.
       По решению общего собрания участников общества членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением указанных обязанностей. Размеры указанных вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания участников общества.
       3. Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества, не являющиеся участниками общества, могут участвовать в общем собрании участников общества с правом совещательного голоса.
       4. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.
       5. Передача права голоса членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, членом коллегиального исполнительного органа общества иным лицам, в том числе другим членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, другим членам коллегиального исполнительного органа общества, не допускается.
       6. Уставом общества может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества. В обществах, имеющих более пятнадцати участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным. Членом ревизионной комиссии (ревизором) общества может быть также лицо, не являющееся участником общества.
       Функции ревизионной комиссии (ревизора) общества, если это предусмотрено уставом общества, может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.
       Членами ревизионной комиссии (ревизором) общества не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества.

       1. Определяя органы управления общества, Закон устанавливает в качестве его высшего органа общее собрание участников. И это следует из самой сути понятия общества с ограниченной ответственностью: предприятие создается благодаря вкладам его участников, из которых формируется его уставный капитал. Следовательно, каждый из участников, общее количество которых не должно превышать пятидесяти, должен иметь возможность участвовать в управлении делами общества. Именно этим объясняется и категорическое требование Закона о ничтожности любых положений учредительных документов общества или решений его органов, ограничивающих права участников общества.
       Вместе с тем, устанавливая безусловную возможность участия в общем собрании каждого из участников общества, Закон исходит из того, что весомость их голосов, их влияние на формирование решения собрания может быть различно. Вполне логичным представляется положение о том, что число голосов, принадлежащих каждому участнику, пропорционально его доле в уставном капитале общества.
       Однако следовало бы обратить внимание на новеллу, содержащуюся в Законе.
       Как известно, ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрено, что каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру - ее владельцу одинаковый объем прав (ст.31). Этим предопределен и принцип определения числа голосов.
       Что же касается комментируемого Закона, то он, устанавливая общий принцип определения количества голосов, допускает для участников общества с ограниченной ответственностью возможность предусматривать в уставе общества и иной порядок определения числа голосов. Введение такого порядка в уставе, равно как изменение и исключение его из устава, должно быть принято всеми участниками общества единогласно. Разумеется, практика применения этого положения Закона покажет, как часто и какие именно вопросы участники общества будут решать без особой оглядки на тех, кто внес наибольшую долю в уставный капитал. Однако, диспозитивный характер этой правовой нормы можно расценить как определенный шаг законодателя к усилению коллективных начал в управлении.
       В том случае, когда учредителем общества является одно лицо, это лицо реализует компетенцию общества в виде своих индивидуальных управленческих решений.
       2. Как известно, ГК РФ не предусматривает образование в обществах с ограниченной ответственностью совета директоров (наблюдательного совета). Такие советы создавались в акционерных обществах, число участников которых превышало пятьдесят.
       С принятием Закона легализована возможность создания совета директоров (наблюдательного совета) и в обществах с ограниченной ответственностью. Во многом порядок образования и функции совета директоров (наблюдательного совета) общества с ограниченной ответственностью схожи с порядком образования и функциями аналогичных советов в акционерных обществах. Однако имеются и особенности. Так, если ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрено, что члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять большинства в совете директоров (наблюдательном совете), то для обществ с ограниченной ответственностью установлены более жесткие условия - не более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета).
       Как показывает практика деятельности акционерных обществ, советы директоров (наблюдательные советы) иногда создаются в обществах, число участников которых менее пятидесяти. Поэтому опыт деятельности таких советов в сравнительно небольших обществах имеется. Необходимость их создания диктовалась территориальной разбросанностью участников общества, стремлением оперативно решать принципиальные вопросы деятельности общества, которые не входили в исключительную компетенцию общего собрания.
       3. К выводу об определенном усилении коллективистских начал в деятельности обществ с ограниченной ответственностью подводит и новое положение Закона о возможности участия в общем собрании участников общества с правом совещательного голоса членов совета директоров (наблюдательного совета) и представителей исполнительного органа, не являющихся участниками общества.
       4. В Законе не содержится жестких правил о наименовании исполнительного органа, что дает возможность участникам самостоятельно определить в уставе общества наименование своего исполнительного органа. Для коллегиальных исполнительных органов наиболее характерны названия - "правление", "дирекция", "исполнительная дирекция", для единоличных исполнительных органов - "директор", "исполнительный директор" и т.п.
       Законом установлена подотчетность исполнительного органа общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества. Формы контроля за деятельностью исполнительного органа могут быть различными и регламентироваться как уставом общества, так и его внутренними документами. Однако, следует иметь в виду, что меры воздействия, применяемые к членам исполнительного органа, и, в частности увольнение, регламентируются законодательством о труде. Для сравнения Закона, например, с Германским Гражданским уложением (Гражданское право, часть 1. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996) следовало бы отметить, что по данному уложению члены правления могут быть в любое время освобождены от должности с сохранением за ними права на установленное вознаграждение. Уставом может быть предусмотрено, что освобождение от должности допускается лишь при наличии серьезного основания, в частности, грубого нарушения обязанностей или неспособности к правильному ведению дел.
       5. В Законе содержится норма императивного характера о недопустимости передачи права голоса членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа иным лицам, в т.ч. другим членам совета директоров (наблюдательного совета) и т.п. Это, на первый взгляд, бесспорное положение не нуждалось бы в каких-либо комментариях, если бы в самом Законе (ст.42) не было предусмотрено право участников общества на передачу полномочий единоличного исполнительного органа управляющему.
       В ст.32 Закона говорится о недопустимости передачи права голоса кому бы то ни было. Смысл ст.42 - в праве передачи не отдельных полномочий, а в целом компетенции единоличного исполнительного органа. Это право передачи должно быть регламентировано специальным договором при условии, что такая возможность предусмотрена уставом общества.
       6. В отличие от акционерного общества в обществе с ограниченной ответственностью образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) обязательно только при условии, если число участников такого общества более пятнадцати.
       Вместе с тем, в уставах может быть предусмотрено образование ревизионного органа и при меньшем количестве участников.
       Принципы образования и деятельности ревизионного органа как в акционерных обществах, так и в обществах с ограниченной ответственностью во многом совпадают. В частности, в ФЗ "Об акционерных обществах" и в Законе почти дословно совпадают нормы о том, что члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) и занимать должности в органах управления общества. И это естественно, т.к. контроль за финансово-хозяйственной деятельностью должен осуществляться независимо от организационно-правовой формы предприятия.
       Тот факт, что наименование органов управления в обществах с ограниченной ответственностью, принципы их образования и деятельности во многом совпадают с соответствующими правилами об органах управления акционерных обществ, объясняется близостью понятий об этих обществах, содержащихся в законодательстве. Вместе с тем возможность некоторого усиления коллективных начал в органах управления обществ с ограниченной ответственностью, представляемая Законом, вполне может быть реализована в конкретных уставах хозяйственных обществ данного вида.
       В российском законодательстве начала XX столетия одной из организационно-правовых форм предприятий являлось артельное товарищество, в котором капиталистический элемент играл второстепенную роль, а личный труд его членов, коллективистские начала в управлении были решающими (см.: Г.Ф.Шершеневич, Учебник торгового права. - М.: Спарк, 1994, с.110). В современном же обществе с ограниченной ответственностью, имущественная ответственность членов которого определяется размерами их вкладов, возможно разумное сочетание в управлении делами общества волеизъявления его участников и нанятых работников, мнение которых может быть учтено при решении определенных вопросов деятельности общества.





     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Студия НСв <<Новый Свет>>