На главную страницу  

АНПО Правовой центр ИВВ МВД РФ
т.т. (+7 495) 747-31-24 741-92-31

Skype Skype-статус

Вопрос - ответ  Вопрос - ответ

Здравствуйте, мне 19 лет можно ли всать на утчет в Военкомат по...»

машина оформлена на дочь.когда за рулем автомобиля находился ее отец...»

Добрый день. Когда мы забронировали банкетный зал нам было...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 40. Единоличный исполнительный орган общества

       1. Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.
       Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.
       2. В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 настоящего Федерального закона.
       3. Единоличный исполнительный орган общества:
           1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
           2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
           3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
           4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
       4. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

       1. По сравнению с ГК РФ комментируемая статья является новой. В ней раскрывается содержание статуса единоличного исполнительного органа общества. Ввиду сравнительно небольшой численности участников общества с ограниченной ответственностью формирование такого органа позволяет обществу действовать весьма динамично. Речь идет об исполнительном органе, который призван готовить и осуществлять решения общего собрания, оперативно решать конкретные организационные, финансовые и хозяйственные вопросы. В качестве такового выступает одно лицо, наделенное полномочиями от имени общества. Наименования здесь применяются разные - генеральный директор, президент, исполнительный директор и т.д. В Законе нет ограничений в выборе наименований этого органа. Исполнительный характер единоличного органа выражен в самой процедуре его формирования. Этот орган избирается общим собранием участников общества. Соответствующая компетенция общего собрания установлена в подп.4 п.2 ст.33 комментируемого Закона; а порядок голосования и принятия решений - пп.7, 8, 10 ст.37 (см. указанные статьи и комментарии к ним).
       Срок полномочий и деятельности единоличного исполнительного органа общее собрание участников общества определяет самостоятельно. В уставе общества этот срок должен быть четко установлен, и его соблюдение является обязательным для общества до тех пор, пока в устав не будут внесены соответствующие изменения. Срок должен быть достаточным для освоения и полного использования компетенции единоличного органа. В то же время он не должен быть чрезмерно продолжительным. Наиболее оправданным представляется срок полномочий исполнительного органа в пределах от 2 до 3 лет.
       Чаще всего в качестве единоличного исполнительного органа избирается один из участников общества. Это позволяет ему лучше разбираться в делах общества, в обстановке и полнее оценивать настроения и поведение участников общества. Ведь именно для общества такого вида характерен лично-открытый характер взаимоотношений его участников.
       Не исключено, что по соображениям профессиональной подготовленности, по деловым качествам более подходящей кандидатурой для выполнения компетенции единоличного исполнительного органа будет посторонний человек, не являющийся участником общества. Закон допускает избрание такого лица в качестве исполнительного органа общества (п.1 комментируемой статьи). Можно лишь рекомендовать более тщательно рассмотреть программу деятельности и оценить реальные способности кандидата.
       Устойчивости отношений между обществом и генеральным директором в полной мере отвечает договор между ними, под которым во втором абзаце п.1 ст.40 Закона подразумевается трудовой договор (контракт). Рекомендуется в такой договор включать:
           а) наименования сторон договора;
           б) предмет договора, т.е. правоотношения между сторонами в связи с осуществлением генеральным директором возложенных на него функций и полномочий;
           в) обязательства сторон, в т.ч. обязанности и права генерального директора, обязательства общества по обеспечению деятельности генерального директора (предоставление рабочих помещений, автомашины, оплата труда, предоставление социальных льгот и гарантий, ежегодное или отпускное вознаграждение, осуществление обязательного социального и медицинского страхования и т.п.);
           г) режим рабочего времени (чаще всего это ненормированный режим рабочего времени с указанием периодически проводимых мероприятий);
           д) время отдыха;
           е) оплата деятельности (должностной оклад, премиальные выплаты, ежеквартальное денежное вознаграждение по итогам деятельности общества);
           ж) ответственность генерального директора - основания и виды ответственности (за убытки, функциональные ошибки, бездействие);
           з) срок действия договора и порядок его расторжения. При оформлении такого договора следует руководствоваться гл.III КЗоТ.
       Закон допускает альтернативные варианты подписания такого договора от имени общества - либо лицом, которое было председателем общего собрания участников, либо участником общества, которому общее собрание поручило подписать договор. Полномоч-ность подписи последнего удостоверяется специальным решением общего собрания.
       2. В данном пункте содержится императивная норма о том, что только физическое лицо может выступать в качестве единоличного исполнительного органа общества. В ней отражаются особенности общества с ограниченной ответственностью со сравнительно небольшим количеством участников. По этой причине такое общество не требует сложной структуры управления, присущей крупным акционерным обществам. Данное правило является типичным, поскольку рассчитано на создание единоличных исполнительных органов во всех или большинстве случаев. Установлена лишь одна оговорка о возможности передачи полномочий таких органов управляющему. Положения соответствующей процедуры даны в комментарии к ст.42 Закона.
       3. В комментируемом Законе определены полномочия единоличного органа. Причем перечень полномочий дан не исчерпывающий, а частично фиксированный и "открытый", позволяющий устанавливать объем полномочий такого органа с учетом задач и специфики деятельности общества. Поясним эти полномочия.
           1) Единоличный исполнительный орган действует от имени общества без какой-либо доверенности в рамках компетенции, установленной в уставе общества и договоре с ним. Его деятельность включает в себя представление интересов общества в государственных органах, в суде, в отношениях с партнерами, с банковскими организациями, а также в подписываемых им платежных и иных исходящих от общества документах.
       Единоличный исполнительный орган совершает сделки, заключает договоры, открывает в банках расчетный и другие счета, распоряжается имуществом и финансовыми средствами общества в пределах своей компетенции.
       Для оценки законности решений единоличного исполнительного органа о сделках полезно пользоваться разъяснениями, содержащимися в п.32 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Информацию об оспариваний в судебном порядке решений исполнительного органа акционерного общества можно обнаружить в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.04.1997г. "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" (РГ, 23.04.1997г.). Данной информацией допустимо руководствоваться и в аналогичных отношениях в обществе с ограниченной ответственностью вплоть до ожидаемого постановления указанных судов, посвященного вопросам применения комментируемого Закона.
       Единоличный исполнительный орган обеспечивает подготовку и представляет совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию участников годовой отчет, годовой бухгалтерский баланс, предложения о распределении чистой прибыли между участниками, информирует о текущей финансовой и хозяйственной деятельности, организует выполнение решений общего собрания, совета директоров (наблюдательного совета).
       Единоличный исполнительный орган может быть избран в состав совета директоров (наблюдательного совета), но не вправе возглавлять его. Он руководит исполнительным персоналом общества, утверждает организационную структуру и штатное расписание, организует учет и обеспечивает составление и своевременное представление бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности общества в налоговые органы и органы государственной статистики.
           2) Одно из прав единоличного исполнительного органа - выдача им доверенности на право представительства от имени общества. Это бывает необходимо в случае невозможности самому органу выполнить непосредственно те или иные полномочия или при желании обеспечить более широкую и маневренную деятельность общества "вовне". Сказанное относится и к доверенности с правом передоверия тому или иному лицу соответствующих полномочий совершать конкретные действия и подписывать документы. О представительстве и доверенности см. ст.182-189 ГК РФ. См. также ст.5 Закона и комментарий к ней.
           3) В данном подпункте особо выделены полномочия единоличного исполнительного органа в сфере трудовых отношений. Это объясняется его положением как лица, курирующего кадровую службу в обществе и непосредственно решающего ряд вопросов организации трудовых отношений. Речь идет о таких полномочиях, как назначение на должность, перевод или перемещение на другую должность, увольнение, применение мер поощрения, мер дисциплинарной ответственности. Все эти действия определяются приказами или другими локальными актами исполнительного органа и должны строго соответствовать нормам гл.III-V, IX КЗоТ.
       К сожалению, на практике нередки нарушения трудового законодательства в коммерческих организациях, когда не оформляются трудовые договоры (контракты) при приеме на работу, не соблюдаются правила охраны труда, нормы рабочего времени. Такие случаи недопустимы.
           4) Комментируемый подпункт предполагает осуществление единоличным исполнительным органом иных полномочий, кроме перечисленных выше. Если набор фиксированных полномочий является обязательным и его нельзя игнорировать и сужать, то круг "иных" полномочий дает возможность в максимальной степени отразить конкретные условия деятельности общества и его единоличного исполнительного органа. Нужно соблюдать при этом одно условие - нельзя включать в компетенцию единоличного исполнительного органа полномочия, отнесенные к компетенции других органов общества - общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа общества. Для этого следует еще раз внимательно ознакомиться со ст.32-39 Закона (см. также комментарии к указанным статьям) и положениями устава общества, регулирующими деятельность названных органов.
       В связи с этим уместно обратиться к ст.91 ГК РФ. В комментарии к статье правильно говорится об императивном определении исключительной компетенции общего собрания. В то же время возможность ее расширения не следует понимать в абсолютном смысле, ибо чрезмерное ее расширение затруднит деятельность исполнительных органов общества и помешает оперативному принятию решений.
       Можно рекомендовать в перечень "иных" полномочий включать такие полномочия единоличного исполнительного органа в сфере кадровых отношений, как определение порядка разграничения функций между работниками аппарата общества, принятие мер по повышению их квалификации и т.п. Возможны различные конкретные полномочия органа в финансовой, имущественной, организационной, производственной сферах деятельности общества с учетом его специфики.
       4. В п.4 ст.40 Закона речь идет о порядке деятельности единоличного исполнительного органа, который должен быть точно установлен. Тогда можно добиться стабильности в работе, четкости взаимоотношений как между работниками, так и между работниками и участниками общества. Как показывает изучение практики, слабая урегулированность порядка деятельности снижает ее эффективность и порождает трудности во взаимоотношениях партнеров, противоречия и ошибки.
       Порядок деятельности единоличного исполнительного органа устанавливается:
           а) уставом общества, где должны содержаться основные положения;
           б) внутренними документами общества, которые можно назвать организационно-функциональными (регламентом общего собрания участников общества, положением о совете директоров (наблюдательном совете), правилами принятия решений в обществе, в т.ч. единоличным исполнительным органом, положением о персонале общества, положением о порядке сбора, обработки и использования информации в обществе и др.);
           в) договором между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа. Содержание договора было пояснено в комментарии к п.1 ст.40 Закона.
       Важно, чтобы установленный порядок деятельности единоличного исполнительного органа неукоснительно соблюдался не только самим органом, но и другими органами общества, его участниками и персоналом.





     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Студия НСв <<Новый Свет>>