На главную страницу  

АНПО Правовой центр ИВВ МВД РФ
т.т. (+7 495) 747-31-24 741-92-31

Skype Skype-статус

Вопрос - ответ  Вопрос - ответ

Здравствуйте, мне 19 лет можно ли всать на утчет в Военкомат по...»

машина оформлена на дочь.когда за рулем автомобиля находился ее отец...»

Добрый день. Когда мы забронировали банкетный зал нам было...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 45. Заинтересованность в совершении обществом сделки

       1. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, члена коллегиального исполнительного органа общества или заинтересованность участника общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами двадцать и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества, не могут совершаться обществом без согласия общего собрания участников общества.
       Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица:
           являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;
           владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;
           занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;
           в иных случаях, определенных уставом общества.
       2. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, должны доводить до сведения общего собрания участников общества информацию:
           о юридических лицах, в которых они, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев);
           о юридических лицах, в которых они, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица занимают должности в органах управления;
           об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными.
       3. Решение о совершении обществом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием участников общества большинством голосов от общего числа голосов участников общества, не заинтересованных в ее совершении.
       4. Совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует решения общего собрания участников общества, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в случаях, если сделка совершается в процессе обычной хозяйственной деятельности между обществом и другой стороной, имевшей место до момента, с которого лицо, заинтересованное в совершении сделки, признается таковым в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (решение не требуется до даты проведения следующего общего собрания участников общества).
       5. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных настоящей статьей, может быть признана недействительной по иску общества или его участника.
       6. Настоящая статья не применяется к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества.
       7. В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества принятие решения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, может быть отнесено уставом общества к его компетенции, за исключением случаев, если сумма оплаты по сделке или стоимость имущества, являющегося предметом сделки, превышает два процента стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

       1. Для законодательства об обществах с ограниченной ответственностью статья является новой. В то же время в специальных актах гражданского законодательства Российской Федерации аналоги содержащихся в ней норм имеются. Так, регулированию правил о заинтересованности в совершении сделки акционерным обществом посвящена гл.XI (ст.81-84) ФЗ "Об акционерных обществах". Правила акционерного законодательства о заинтересованности в совершении сделок в целом восприняты и комментируемым Законом.
       В ст.45 Закона определяются круг лиц, которые могут быть признаны заинтересованными в совершении сделки, а также условия, при наличии любого из которых лицо признается заинтересованным в ее совершении. При необходимости перечень указанных условий может быть дополнен в уставе общества. Условия, указанные в комментируемом пункте ст.45 Закона, должны рассматриваться в качестве обязательных и не могут быть изменены уставом.
       Сделки, в отношении которых имеется заинтересованность, совершаются только с согласия общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью. Если сделка, в отношении которой имеется заинтересованность, одновременно является крупной сделкой, связанной с приобретением или передачей обществом имущества (о таких сделках см. ст.46 Закона и комментарий к ней), то к порядку ее совершения применяются также положения ст.46 Закона.
       Если лицо, указанное в первом и втором абзацах ст.45 Закона, выступает в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом (т.е. участвует в сделке, например, в качестве представителя), то оно в силу п.3 ст.182 ГК РФ не вправе совершать сделки от имени представляемого (в данном случае - от имени общества или его контрагента) в отношении себя лично. Указанные в п.1 комментируемой статьи лица, выступая в интересах третьих лиц, могут действовать и в качестве посредника (лица, действующего в качестве поверенного по договору поручения или выступающего в роли агента по агентскому договору (соглашению). В широком смысле к посреднической деятельности иногда относят и действия комиссионера на основании договора комиссии.
       Юридическим лицом, которое упоминается в третьем и четвертом абзацах комментируемой статьи, может быть аффилированное лицо любого из лиц, указанных в первом абзаце данной статьи. Поэтому при заключении сделки, в отношении которой имеется заинтересованность, необходимо учитывать не только требования ст.45 и в ряде случаев ст.46 Закона, но и требования антимонопольного законодательства. Юридическим лицом, являющимся стороной сделки в контексте третьего и четвертого абзацев ст.45 Закона, может быть и контрагент общества в дву- или многосторонней сделке, и само общество с ограниченной ответственностью, выступающее стороной в сделке, в совершении которой имеется заинтересованность.
       Термин "аффилированное лицо", употребляемый в ст.45 и др. Закона, является новым для ГК РФ, который данным понятием не оперирует, но в специальных актах гражданского законодательства оно используется.
       Термин происходит от английского глагола "affiliate" - присоединять(ся), соединять(ся), связываться). Понятие "аффилиация" в широком смысле означает прием в члены, присоединение хозяйствующего субъекта.
       Впервые в российском законодательстве понятие "аффилированное лицо" использовано в нормативных документах, утвержденных Указом Президента РФ от 07.10.1992г. No.1186 "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий", - в Положении об инвестиционных фондах (п.4 и др.) и в Положении о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан (п.4 и др.) (Ведомости РФ, 1992, No.42, ст.2370). В дальнейшем данный термин был воспринят акционерным законодательством Российской Федерации (ст.93 и др. ФЗ "Об акционерных обществах").
       Предполагается, что лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации, однако Закон РФ от 22.03.1991г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (Ведомости РСФСР, 1991, No.16, ст.499; Ведомости РФ, 1992, No.32, ст.1882; No.34, ст.1966), даже в обновленной редакции (СЗ РФ, 1995, No.22, ст.1977) не дает четкого определения понятия "аффилированные лица" и вообще не употребляет указанный термин.
       Некоторую ясность вносит Указ Президента РФ от 23.02.1998г. No.193 "О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов", который в целях данного Указа вводит следующие понятия:
           аффилированным лицом юридического лица признается лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, член коллегиального исполнительного органа, член совета директоров, иное должностное лицо этого юридического лица, а также участник, которому принадлежит 25 и более процентов уставного капитала этого юридического лица, либо коммерческая организация, в которой этому юридическому лицу принадлежит 25 и более процентов уставного капитала;
           аффилированным лицом физического лица признаются его родители, дети и супруг (супруга), а также коммерческая организация, в которой этому физическому лицу и (или) его родителям, детям и супругу (супруге) принадлежит 25 и более процентов уставного капитала.
       В число аффилированных лиц управляющего инвестиционного фонда входят также все инвестиционные фонды, заключившие с ним договор об управлении, и негосударственные пенсионные фонды, заключившие с ним договор об управлении их активами.
       Однако обратим внимание, что указанные определения аффилированных лиц не универсальны, и применяются только к отношениям, регулируемым упомянутым Указом Президента РФ от 23.02.1998г. No.193.
       Анализ законодательства об инвестиционных фондах, Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также ФЗ "Об акционерных обществах" и норм комментируемого Закона позволяет сделать некоторые обобщающие выводы:
           1) аффилированным лицом другого лица может быть признано как юридическое, так и физическое лицо (см. п.4 Положения об инвестиционных фондах);
           2) юридическое лицо может быть аффилированным лицом другого юридического или физического лица, т.е. в данном случае находиться в зависимом от соответствующего лица положении (п.4 Положения об инвестиционных фондах);
           3) физическое лицо может быть аффилированным лицом как юридического, так и физического лица. В данном случае физическое лицо занимает доминирующее по отношению к юридическому лицу положение, например, учредитель по отношению к хозяйственному обществу, состоящему из одного лица. Юридическое лицо при этом зависимо от своего аффилированного лица (см. п.4 Положения об инвестиционных фондах; ст.81 и 82 ФЗ "Об акционерных обществах"; ст.45 и др. Закона); физическое лицо может быть аффилированным лицом другого физического лица в силу определенных семейных связей;
           4) необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между юридическим или физическим лицом и аффилированным лицом этого юридического или физического лица. Данная зависимость может иметь место:
а) в случае принадлежности юридическому или физическому лицу определенной части уставного капитала юридического лица, обусловливающей участие в органе управления с правом голоса;
б) в случае, когда физическое лицо в силу своей должности (например, член совета директоров, генеральный директор общества), а юридическое лицо в силу своего правового статуса (например, управляющий инвестиционным фондом) имеют право давать обязательные для исполнения обществом указания и (или) имеют возможность иным образом определять его действия;
в) в случае наличия определенных семейных связей между физическими лицами.
       С учетом сказанного и учитывая нормы ст.4 и 18 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", можно попытаться дать следующее общее определение аффилированного лица общества с ограниченной ответственностью:
           аффилированным лицом общества с ограниченной ответственностью является юридическое или физическое лицо, которое имеет право распоряжаться 20 и более процентами долей в уставном капитале общества в результате их покупки либо получения иной возможности осуществления самостоятельно или через представителей воплощенных в этих долях прав голоса на основании договоров доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или на основании иных сделок, а также юридическое или физическое лицо, которое в силу своего соответственно правового положения или должности имеет право давать обязательные для общества указания и (или) возможность иным образом определять условия ведения обществом предпринимательской деятельности.
       Поэтому аффилированными лицами общества с ограниченной ответственностью могут быть:
           преобладающее, участвующее хозяйственное общество, по отношению к которому общество с ограниченной ответственностью выступает в роли зависимого (о зависимых обществах см. ст.106 ГК РФ);
           основное хозяйственное общество, по отношению к которому общество с ограниченной ответственностью является дочерним (о дочерних обществах см. ст.105 ГК РФ);
       участник общества, имеющий право распоряжаться 20 и более процентами долей в уставном капитале данного общества;
           управляющий;
           член совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, занимающее должность в иных органах управления общества (здесь может идти речь только о должностях, занятие которых предполагает осуществление организационных и исполнительно-распорядительных функций).
       Аффилированными лицами физического лица являются юридические лица, в уставном капитале которых данное физическое лицо вправе распоряжаться 20 и более процентами акций (паев, долей участия) с правом голоса, а также его родители, дети и супруг (супруга).
       Следует отметить, что понятие аффилированного лица, по нашему мнению, предполагает наличие отношений не столько имущественной, сколько управленческой и личной зависимости между субъектами, предполагающей ту или иную степень воздействия на деятельность органов управления юридического лица и на юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности. Имущественная зависимость, которая в этом случае тоже неизбежна, является все же следствием, а не условием наличия управленческой зависимости.
       Однако с точки зрения антимонопольного законодательства интерес представляет не только приобретение лицом 20 и более процентов голосующих акций (долей) одного предприятия и приобретение прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа (на совершение таких сделок при определенных условиях необходимо предварительное согласие антимонопольного органа). Согласно п.1 ст.18 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", антимонопольный орган должен при наличии условий, указанных в п.2 этой же статьи, дать предварительное согласие также и на сделку, влекущую получение в собственность хозяйствующим субъектом имущества на сумму, превышающую на 10% балансовую стоимость основных средств и нематериальных активов субъекта, отчуждающего это имущество.
       Представляется, что данное требование антимонопольного законодательства не имеет прямого отношения к признанию лица аффилированным, поскольку здесь на первый план выходят имущественные, а не управленческие связи. Кроме того, ни комментируемый Закон, ни ФЗ "Об акционерных обществах", ни упомянутые правовые акты об инвестиционных фондах не выделяют сделки, имеющие производственно-хозяйственное значение, даже крупные, в качестве признака зависимости, присущей аффилированному лицу.
       При совершении сделок, указанных в п.1 ст.18 Закона РФ "0 конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", общество должно получить предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделки (п.2 ст.18) или уведомить его о совершении этих сделок (п.5 ст.18). В случае неисполнения данных обязанностей общество с ограниченной ответственностью несет имущественную ответственность в виде штрафа в соответствии со ст.23 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
       2. В п.2 ст.45 Закона определяются лица, которые обязаны представить информацию о своей заинтересованности в совершении обществом сделки. Данная информация в обязательном порядке должна быть доведена до сведения общего собрания участников общества. Из смысла комментируемой нормы непосредственно не вытекает обязанность представления соответствующей информации совету директоров (наблюдательному совету) или исполнительному органу общества либо иным лицам. Заметим, однако, что аналогичная информация о заинтересованности в совершении сделки акционерным обществом в обязательном порядке доводится до сведения совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора акционерного общества (ст.82 ФЗ "Об акционерных обществах").
       Объем информации, подлежащей представлению в соответствии с п.2 ст.45 Закона, определен в данном пункте исчерпывающим образом. Поэтому общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью не имеет формальных оснований требовать представления ему дополнительных, помимо указанных в комментируемом пункте, сведений о заинтересованности в совершении обществом сделки, если особые правила на этот случай не будут предусмотрены в уставе соответствующего общества.
       Следует отметить, что обязанность представления информации в соответствии с п.2 ст.45 Закона подкреплена юридическими механизмами, обеспечивающими ее исполнение. Последствия несоблюдения требований к сделке, в отношении которой имеется заинтересованность, предусмотренные в п.5 ст.45 Закона, могут применяться и в случае непредставления информации, указанной в п.2 данной статьи.
       3. В п.3 ст.45 Закона в императивной норме установлены исключительные, по сравнению с общим порядком, правила принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решений о совершении любой сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Практически лица, заинтересованные в совершении соответствующей сделки, при принятии таких решений могут участвовать в общем собрании участников общества только с правом совещательного голоса. Согласно комментируемой специальной норме, в указанном в ней случае в порядке исключения из правил, установленных в ст.38 Закона, ограничивается право решающего голоса для лиц, заинтересованных в совершении соответствующей сделки.
       4. Совершение сделки, в отношении которой имеется заинтересованность, если такая сделка совершается в процессе обычной хозяйственной деятельности, согласно п.4 ст.45 Закона не требует срочного рассмотрения общим собранием участников общества при условии, установленном в данной норме. О понятии обычной хозяйственной деятельности см. комментарий к ст.46 Закона.
       5. Критерии наличия заинтересованности в совершении обществом с ограниченной ответственностью сделки определяются в соответствии с правилами п.1 комментируемой статьи. Требования, нарушение которых может служить основанием для признания сделки недействительной, определяются только императивными нормами ст.45 Закона (пп.1-3). К таким требованиям следует относить и требования ст.46 Закона, но только в тех случаях, когда сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, одновременно является крупной сделкой, связанной с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, отвечающего критериям, указанным в ст.46 Закона (см. указанную статью и комментарий к ней). О недействительности сделок см. §2 гл.9 ГК РФ. Если действиями заинтересованных лиц, указанных в первом абзаце комментируемой статьи, обществу причинены убытки, то при условии нарушения указанными лицами требований данной статьи общество с ограниченной ответственностью или любой из его участников вправе требовать от соответствующего лица (лиц) возмещения таких убытков. Под убытками в соответствии со ст.15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
       6. Пункт 6 ст.45 Закона ограничивает действие установленных в ней норм для случая, указанного в данном пункте.
       7. В крупных обществах с ограниченной ответственностью, имеющих совет директоров (наблюдательный совет), часть полномочий общего собрания участников может быть реализована этим органом управлейня. Пункт 7 ст.45 Закона допускает, в частности, возможность передачи совету директоров (наблюдательному совету) общества правомочий общего собрания, связанных с принятием решений о совершении сделок, указанных в п.1 комментируемой статьи. В таких случаях соответствующее правомочие совета директоров (наблюдательного совета) должно быть предусмотрено уставом общества.
       При этом для случаев, когда стоимость имущества, являющегося предметом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, или сумма платежа по такой сделке превышает 2% стоимости имущества общества, сохраняется исключительное право общего собрания участников общества на принятие решений, указанных в п.3 ст.45 Закона. Поэтому в уставах обществ, где образован совет директоров (наблюдательный совет), соответствующие правила должны определяться и в разделе, устанавливающем компетенцию общего собрания, и в разделе о компетенции совета директоров (наблюдательного совета) с соблюдением правил п.7 ст.45 Закона.





     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Студия НСв <<Новый Свет>>