На главную страницу  

АНПО Правовой центр ИВВ МВД РФ
т.т. (+7 495) 747-31-24 741-92-31

Skype Skype-статус

Вопрос - ответ  Вопрос - ответ

Здравствуйте, мне 19 лет можно ли всать на утчет в Военкомат по...»

машина оформлена на дочь.когда за рулем автомобиля находился ее отец...»

Добрый день. Когда мы забронировали банкетный зал нам было...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 57. Ликвидация общества

       1. Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
       Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
       2. Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника ликвидируемого общества.
       Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационной комиссии.
       3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.
       4. В случае, если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. При невыполнении данного требования орган, осуществивший государственную регистрацию общества, не вправе давать согласие на назначение ликвидационной комиссии.
       5. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

       1. Статья конкретизирует общие правила о ликвидации юридических лиц, установленные в ст.61-65 ГК РФ. Добровольная ликвидация общества с ограниченной ответственностью возможна по решению его участников, которое должно быть принято единогласно (ст.92 ГК РФ) на общем собрании участников общества (ст.33 Закона).
       Существует возможность добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью, в частности, в связи с банкротством. В соответствии со ст.24 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при отсутствии возражений кредиторов должник, являющийся юридическим лицом, может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации. В этом случае порядок ликвидации такого юридического лица осуществляется с применением специальных правил, установленных ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Принятие решения о признании общества несостоятельным (банкротом) относится к подведомственности арбитражного суда (см. п.3 ст.22 АПК РФ).
       Главное отличие ликвидации общества с ограниченной ответственностью от его реорганизации в любой форме (о реорганизации см. ст.51-56 Закона и комментарии к ним) заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидированного общества к другим субъектам. Поэтому при ликвидации общество с ограниченной ответственностью прекращает свое существование в качестве юридического лица и в качестве участника гражданского оборота.
       ГК РФ и Закон достаточно детально регулируют порядок ликвидации при помощи главным образом императивных норм, подробно определяя содержание и последовательность действий при ее осуществлении. Это связано в первую очередь с необходимостью обеспечить выполнение ликвидируемым юридическим лицом своих обязанностей перед кредиторами, поскольку его обязательства, не исполненные до или в процессе ликвидации, прекращаются. Исключение здесь составляют только случаи, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.). Об основаниях прекращения обязательств см. гл.26 ГК РФ.
       Комментируемая статья предусматривает возможность:
           а) добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью по решению его участников;
           б) ликвидации общества на основании судебного решения.
       Общий порядок добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью по решению его участников регулируется нормами ГК РФ и Закона, а также правилами, установленными в уставе соответствующей корпорации. Особенности ликвидации общества с ограниченной ответственностью по решению суда определяются ГК РФ и другими законами.
       Согласно п.2 ст.61 ГК РФ основаниями для ликвидации общества с ограниченной ответственностью по решению суда могут быть:
           а) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
           б) осуществление деятельности, запрещенной законом;
           в) осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов;
           г) иные основания, предусмотренные ГК РФ.
       Осуществление деятельности, запрещенной законом, может влечь ликвидацию общества на основании судебного решения. Например, п.4 ст.6 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает всем хозяйственным обществам осуществлять координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Нарушение данного запрета является основанием для ликвидации соответствующего общества в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции). Право антимонопольного органа обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства, прямо предусмотрено ст.12 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
       2. Органом, принимающим решение о добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью и назначении ликвидационной комиссии, является общее собрание его участников. Данное полномочие относится к исключительной компетенции общего собрания (см. подп.11 и 12 п.2 ст.33 Закона) и в силу последнего абзаца п.2 ст.33 Закона не может быть передано на решение ни совету директоров (наблюдательному совету), ни тем более исполнительному органу общества с ограниченной ответственностью.
       Поскольку нормы, установленные в п.2 ст.33 Закона, являются императивными, в уставе общества или в любом его внутреннем документе нельзя предусмотреть иной, по сравнению с указанным, порядок принятия решения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Поэтому решения по данным вопросам, принятые в нарушение установленного порядка, например, советом директоров (наблюдательным советом) или исполнительным органом самостоятельно, будут неправомерными. Такие решения не могут повлечь юридических последствий.
       Совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган или участник общества могут лишь инициировать принятие соответствующих решений и подготовить проекты необходимых документов, но эти документы приобретут юридическую силу не ранее, чем будут одобрены всеми участниками общества в установленном порядке.
       В отличие от акционерного общества, где решение о ликвидации общества принимается общим собранием квалифицированным большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п.4 ст.49 ФЗ "Об акционерных обществах"), общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано только при наличии единогласия участников по данному вопросу (ст.92 ГК РФ, ст.38 Закона). Данное правило сформулировано в императивных нормах, и поэтому установить в уставе иное количество голосов, необходимое для принятия указанных решений, нельзя.
       Принятие решения о назначении ликвидационной комиссии тоже относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью (подп.12 п.2 ст.33 Закона). Согласно ст.38 Закона данное решение может быть принято большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия данного решения не предусмотрена уставом общества. Напомним, что акционерное законодательство Российской Федерации устанавливает по данному вопросу более жесткие правила - решение о ликвидационной комиссии принимается квалифицированным большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании (п.4 ст.49 ФЗ "Об акционерных обществах").
       Согласно ст.62 ГК РФ учредители общества или орган, принявший решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью, обязаны незамедлительно сообщить о принятых решениях органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, а также согласовать с этим органом состав ликвидационной комиссии.
       Такое сообщение должно быть направлено в указанный орган в письменной форме. В сообщении нужно указать определенные в решении о ликвидации порядок и сроки ее осуществления, а также поименный состав членов ликвидационной комиссии с указанием занимаемых должностей и других сведений, которые могут иметь значение для решения регистрирующим органом вопроса о согласовании (одобрении) состава ликвидационной комиссии. Из смысла п.2 ст.62 ГК РФ следует, что "назначение" ликвидационной комиссии предполагает не только утверждение ее состава на общем собрании участников общества, но и одобрение состава ликвидационной комиссии органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Поэтому ликвидационную комиссию можно считать назначенной только после того, как орган, осуществляющий государственную регистрацию, одобрит ее состав, утвержденный решением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью.
       3. Пункт 3 ст.57 Закона почти дословно воспроизводит общую норму п.3 ст.62 ГК РФ применительно к обществу с ограниченной ответственностью.
       О моменте назначения ликвидационной комиссии см. комментарий к п.2 ст.57 Закона.
       Упомянутые в комментируемом пункте "все полномочия по управлению делами общества" не следует отождествлять со всеми полномочиями органов управления общества, тем более что ГК РФ (п.3 ст.62) применительно к полномочиям, переходящим к ликвидационной комиссии, слово "все" не употребляет. И это понятно. Ведь, например, общему собранию участников общества еще предстоит утвердить промежуточный ликвидационный баланс (п.2 ст.63 ГК РФ), окончательный ликвидационный баланс общества (п.5 ст.63 ГК РФ) и др. Иными словами, функции органов общества, реализация которых необходима при проведении ликвидационных процедур, продолжают осуществляться. Поэтому полномочия ликвидационной комиссии - это не все управленческие полномочия, реализуемые органами общества с ограниченной ответственностью, а лишь те, которые призваны обеспечить сохранность имущества общества и управление им в процессе ликвидации и (или) в связи с ней, а также полномочия ликвидационной комиссии, прямо предусмотренные ГК РФ, Законом и уставом соответствующего общества.
       4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает обязательное требование к составу ликвидационной комиссии для случая, когда участником ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование. Игнорирование данного требования препятствует назначению ликвидационной комиссии и, соответственно, началу осуществления ликвидационных процедур. Орган, осуществивший государственную регистрацию соответствующего общества при отсутствии в составе ее ликвидационной комиссии лица, указанного в п.4 ст.57 Закона, обязан отказать в согласовании состава ликвидационной комиссии.
       5. Пункт 5 ст.57 Закона содержит отсылочную норму, устанавливающую правила правового регулирования порядка ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Дело в том, что общий порядок добровольной ликвидации юридических лиц в Российской Федерации в целом не зависит от их видов. С точки зрения законодательной техники данное решение законодателя представляется правильным. Достаточно вспомнить ст.22 ФЗ "Об акционерных обществах", где предпринималась попытка урегулировать порядок ликвидации акционерного общества, но в конечном счете почти дословно была воспроизведена ст.63 ГК РФ.
       Нормы ст.63 ГК РФ регулируют общий для всех юридических лиц порядок проведения ликвидации. После принятия общим собранием участников общества решений о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, а также одобрения состава ликвидационной комиссии органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (см. п.2 ст.57 Закона), совершаются действия, связанные с собственно ликвидацией общества с ограниченной ответственностью. Первое из них, являющееся одновременно обязательным условием для совершения последующих действий в этом направлении, - опубликование ликвидационной комиссией сообщения о ликвидации общества в соответствии с требованиями законодательства. Минимум информации, которую должно содержать данное сообщение, определен в п.1 ст.63 ГК РФ.
       Практически в объявлении о ликвидации общества с ограниченной ответственностью нужно констатировать факт, что данное общество с соответствующим полным фирменным наименованием и местом нахождения находится в процессе ликвидации, указать, кому, по какому адресу и в какие сроки кредиторы общества могут предъявить свои требования, а также сообщить сведения о почтовом и фактическом адресах ликвидационной комиссии. При этом нужно иметь в виду, что ГК РФ (п.1 ст.63) определяет минимальный срок для предъявления требований кредиторами - не менее двух месяцев со дня опубликования объявления (сообщения) о ликвидации.
       При большом количестве имущественных обязательств, наличии сомнительных или спорных долгов и исходя из иных фактических обстоятельств ликвидационная комиссия вправе предусмотреть более длительные сроки для предъявления претензий кредиторами. Следует отметить, что законодательством не определен максимальный срок для предъявления требований в таких случаях.
       Объявление о ликвидации общества с ограниченной ответственностью должно быть помещено в печатном издании, публикующем сведения о государственной регистрации юридических лиц. Поэтому опубликование такого объявления, например, в рекламной газете, как это имеет место на практике, не должно рассматриваться как выполнение требований ГК РФ об обязательной публикации сообщения о ликвидации. Подобная публикация, по нашему мнению, может иметь лишь вспомогательное значение и являться не более чем дополнением к объявлению, опубликованному в установленном порядке. Самостоятельного юридического значения такая публикация не имеет.
       Согласно п.12.1 Положения о порядке ведения государственного реестра предприятий, ликвидационная комиссия в срок до 10 дней со дня публикации объявления о ликвидации общества должна представить в государственную налоговую инспекцию, в которой общество состоит на учете, следующие документы:
           а) копию решения общего собрания участников о ликвидации общества с ограниченной ответственностью;
           б) первый экземпляр карты постановки на налоговый учет и включения в государственный реестр юридических лиц (карта является приложением No.1 к упомянутому Положению) в качестве подтверждения факта, что данное хозяйственное общество было включено в государственный реестр;
           в) информационное письмо о включении общества с ограниченной ответственностью в государственный реестр (приложение No.4 к Положению).
       Следующий этап ликвидации общества с ограниченной ответственностью заключается в совершении ликвидационной комиссией действий по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. Основанием для выявления кредиторов и дебиторов общества служат первичные и иные документы бухгалтерского учета, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и внешнего аудитора общества, акты проверок налоговых и иных органов, другие документы общества.
       Ликвидационная комиссия обязана в письменной форме уведомить каждого кредитора о ликвидации общества и сообщить срок для предъявления кредиторами имущественных требований. Здесь нужно иметь в виду, что объявление о ликвидации общества, о котором говорилось выше, не заменяет собой письменного уведомления каждого кредитора общества персонально. Ликвидационная комиссия должна располагать документами, подтверждающими факт персонального письменного уведомления каждого кредитора о ликвидации данного общества и сроках для предъявления требований кредиторами. Такими доказательствами могут быть, в частности, копии всех уведомлений, направленных кредиторам с приложением документов, подтверждающих их отправку, почтовых квитанций, выписок из книги регистрации отправлений средствами электронной связи и т.п.
       ГК РФ (п.1 ст.63) требует также принятия ликвидационной комиссией мер к получению обществом дебиторской задолженности. Как представляется, идея законодателя в данном случае заключается в том, чтобы обеспечить создание имущественной массы, достаточной для расчетов с кредиторами и участниками общества. Поэтому ликвидационная комиссия должна в случаях, предусмотренных законодательством, направить дебиторам претензии, а при необходимости - предъявить иски.
       В то же время получение дебиторской задолженности, по нашему мнению, - не самоцель. Если общество располагает достаточными имущественными и финансовыми ресурсами для расчетов с кредиторами, оно вправе, при желании, ограничиться формальными мерами к получению дебиторской задолженности, письменно потребовав ее от своих должников. При наличии имущества, достаточного для удовлетворения требований всех кредиторов и расчетов со всеми участниками в соответствии со ст.58 Закона (см. указанную статью и комментарий к ней) и ст.64 ГК РФ, неполное истребование дебиторской задолженности, как представляется, не может рассматриваться как невыполнение обязательных требований законодательства, предъявляемых к процедуре ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Интересно отметить, что, например, акционерное законодательство Российской Федерации до введения в действие ГК РФ в обязательном порядке требовало выявить только кредиторов общества, рассчитаться с ними и с акционерами (см. п.138 Положения об акционерных обществах, утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 25.12.1990г. No.601 - СП РСФСР, 1991, No.6, ст.92). Истребование же долгов у дебиторов общества не предусматривалось в качестве обязательного этапа ликвидации.
       Промежуточный ликвидационный баланс составляется не ранее чем через два месяца с даты опубликования сообщения (объявления) о ликвидации. Обязанность составления промежуточного ликвидационного баланса возлагается на ликвидационную комиссию.
       Промежуточный ликвидационный баланс должен обязательно содержать сведения, указанные в п.2 ст.63 ГК РФ. Особое значение имеет отражение в нем результатов рассмотрения ликвидационной комиссией требований кредиторов. Здесь нужно иметь в виду, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии, но только до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса общества с ограниченной ответственностью (п.4 ст.64 ГК РФ). Если кредитор не обращался с иском в суд, несмотря на отказ ликвидационной комиссии удовлетворить его требования, или суд отказал в их удовлетворении, такие требования считаются погашенными (см. п.6 ст.64 ГК РФ).
       Утверждение промежуточного ликвидационного баланса относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества в силу подп.12 п.2 ст.33 Закона, где говорится об утверждении ликвидационных балансов (промежуточного и окончательного). Данное полномочие не может быть осуществлено решением совета директоров (наблюдательного совета) или исполнительного органа общества. После утверждения промежуточного ликвидационного баланса общим собранием участников данный документ должен быть согласован с органом, осуществившим государственную регистрацию соответствующего общества с ограниченной ответственностью.
       ГК РФ (п.3 ст.63) обязывает ликвидационную комиссию при недостаточности денежных средств обратить в деньги иное имущество (например, основные средства, товарные запасы, сырье, материалы и т.п.) для расчетов с кредиторами.
       Таким образом, для расчетов с кредиторами используются главным образом денежные средства. Но в то же время законодательство не устанавливает прямых запретов на удовлетворение требований кредиторов не деньгами, а иным имуществом, если, например, соответствующий кредитор дает на это свое согласие.
       Пункт 4 ст.63 ГК РФ предусматривает правило о том, что расчеты с иными кредиторами, помимо кредиторов первых четырех очередей, установленных в ст.64 ГК РФ, могут быть начаты не ранее чем через месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Приоритет здесь имеют кредиторы первой, второй, третьей и четвертой очередей, поскольку расчеты с ними начинают производиться уже со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
       Согласно ст.64 ГК РФ требования кредиторов при ликвидации юридического лица удовлетворяются в следующей очередности:
           в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
           во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
           в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
           в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
           в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
       При ликвидации банков или других кредитных организаций, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных организаций, привлекающих такие средства.
       Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого хозяйственного общества оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
       Ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью является его окончательным балансом, как бы подводящим итоги ликвидации общества и завершающим его расчеты с кредиторами. Ликвидационный баланс может быть утвержден только общим собранием участников общества по согласованию с органом, осуществившим в свое время государственную регистрацию соответствующего общества. После этого в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись, исключающая из него ликвидированное общество с ограниченной ответственностью.
       Общим для завершения ликвидации всех юридических лиц является правило, установленное в п.8 ст.63 ГК РФ. С момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации соответствующего юридического лица, общество с ограниченной ответственностью прекращает свое существование в качестве субъекта гражданского права.
       Согласно Положению о порядке ведения государственного реестра предприятий, соответствующая государственная налоговая инспекция выдает ликвидационной комиссии информационное письмо об исключении общества с ограниченной ответственностью из государственного реестра (п.12.2 Положения) по установленной форме.





     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Студия НСв <<Новый Свет>>