На главную страницу  

АНПО Правовой центр ИВВ МВД РФ
т.т. (+7 495) 747-31-24 741-92-31

Skype Skype-статус

Вопрос - ответ  Вопрос - ответ

Здравствуйте, мне 19 лет можно ли всать на утчет в Военкомат по...»

машина оформлена на дочь.когда за рулем автомобиля находился ее отец...»

Добрый день. Когда мы забронировали банкетный зал нам было...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

       1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
       2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
       3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее — заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
       4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему за явление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
       5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
       6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
       7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом со ответствующего субъекта Российской Федерации.

Комм. Долгополый М.Н.

       1. Согласно п.1 коммент. ст. жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных коммент. законом случаев. Такие случаи, в частности, установлены в п.2 ст.57 коммент. закона. Так, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые не состоят на жилищном учете, но:
       а) их жилые помещения, занимаемые на праве собственности или социального найма, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
       Порядок признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания установлен постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 №552 (РГ. 2003. 16 сентября). Согласно указанному постановлению непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения):
       — находящиеся в ветхом состоянии;
       — находящиеся в аварийном состоянии;
       — в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.
       В коммент. ст. дополнительно введено требование, чтобы признанное в установленном порядке непригодными для проживания помещение дополнительно было признано и не подлежащим ремонту или реконструкции.
       Таким образом, жилые помещения по договору социального найма предоставляются во внеочередном порядке (при отсутствии статуса очередника) только собственникам или нанимателям аварийных объектов жилищного фонда (не подлежащих ремонту или реконструкции). Очередники подлежат обеспечению жильем в порядке очередности, исходя из даты постановки на жилищный учет (п.1 ст.57 коммент. закона);
       б) страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при наличии которых совместное проживание с больным в одной квартире невозможно (соответствующий Перечень заболеваний утверждается Правительством РФ).
       Следует отметить, что наличие тяжелой формы хронического заболевания подп.4 п.1 ст.51 коммент. закона отнесено к основанию для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постановки на соответствующий учет;
       в) являющимися детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей.
       Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
       2. Пункт 2 коммент. ст. закрепляет за гражданином право состоять на жилищном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта РФ категории), по своему выбору быть принятым на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Выбор оснований для постановки на жилищный учет может иметь значение, так как малоимущие очередники подлежат обеспечению жильем за счет муниципального жилищного фонда, а федеральные очередники и очередники субъекта РФ — из состава жилищных фондов РФ или субъекта РФ, что в свою очередь может влиять на сроки обеспечения гражданина жилым помещением.
       3. Согласно п.3 коммент. ст. органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию гражданина на жилищный учет.
       Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с п.7 ст.13 коммент. закона отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ.
       В субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных коммент. законом к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов РФ. Иные вопросы, отнесенные коммент. законом к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов РФ (п.2 ст.14 коммент. закона).
       Гражданин, имеющий право и изъявивший желание встать на жилищный учет, имеет право подать соответствующее заявление в уполномоченный орган как по месту жительства, так и в орган местного самоуправления по иному адресу (не по месту жительства). Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (п.3 ст.52 коммент. закона).
       Конституцией РФ (ст.27) закреплено право граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства. Местом жительства гражданина согласно ФЗ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (Ведомости РФ. 1993. №32. Ст.1227) признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
       Таким образом, коммент. норма дает гражданину право встать на жилищный учет как по адресу, по которому он постоянно или преимущественно проживает, так, например, и по месту нахождения иного принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма (найма) жилья. Соответственно и обеспечению жильем по договору социального найма такой очередник будет подлежать из состава жилищного фонда по месту постановки на жилищный учет.
       4. К заявлению для постановки на жилищный учет прилагаются документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилье. Принимая во внимание, что основными критериями для обеспечения граждан государственным и муниципальным жильем в соответствии с настоящим Кодексом является их финансовая и имущественная обеспеченность (сумма доходов и стоимости имущества в собственности граждан), представляется, что к заявлению должны быть приложены, например:
       — справки о доходах заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи за последние двенадцать месяцев, предшествующих обращению (справки о доходах с места работы каждого работающего члена семьи, справки о размере пособия по безработице, размере пенсии, стипендии, размере пособия на детей и т.д.);
       — сведения о стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи (справка об инвентаризационной стоимости квартиры, дома или другого строения, помещения, сооружения);
       — документы, подтверждающие наличие соответствующих льгот для лиц, имеющих жилищные льготы;
       — документы о праве на дополнительную площадь для лиц, имеющих право на дополнительную площадь;
       — акт обследования жилого помещения с установлением факта не пригодности для проживания.
       При необходимости органом, осуществляющим постановку на учет граждан, могут быть запрошены иные документы с дополнительными сведениями о заявителе и членах его семьи.
       5. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. С этой даты начинается течение установленного п.5 коммент. ст. срока (не более 30 рабочих дней) для принятия уполномоченным органом решения о принятии гражданина на жилищный учет, либо об отказе в принятии.
       В случае положительного решения о принятии гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях заявителю выдается (или направляется) специальный документ, подтверждающий факт принятия такого решения (п.6 ст.52 коммент. закона). Срок для выдачи (или направления) документа — 3 рабочих дня со дня принятия решения.
       Основания и порядок принятия решения об отказе в постановке гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях регламентированы ст.54 коммент. закона.


<< Назад Оглавление Вперед >>



     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Студия НСв <<Новый Свет>>