На главную страницу  

АНПО Правовой центр ИВВ МВД РФ
т.т. (+7 495) 747-31-24 741-92-31

Skype Skype-статус

Вопрос - ответ  Вопрос - ответ

Здравствуйте, мне 19 лет можно ли всать на утчет в Военкомат по...»

машина оформлена на дочь.когда за рулем автомобиля находился ее отец...»

Добрый день. Когда мы забронировали банкетный зал нам было...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации

      Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации. В случаях, если обращение:
       1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
       2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;
       3) исходит от ненадлежащего органа или лица;
       4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.
       Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части второй настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.
       В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.

Комм. Ю.В.Кудрявцев

       1. Положения данной статьи регламентируют начальный этап работы Конституционного Суда с поступившим обращением. Закон различает стадии, на которых с обращением работают вспомогательный аппарат — Секретариат Конституционного Суда — и сам Суд как коллегиальный орган, состоящий из независимых и равноправных судей.
       Существование Секретариата Конституционного Суда и аналогичных служб в конституционных судах других стран обусловлено не только большим числом и объемом документов, требующих экспертной оценки, обработки и т.д., но и прежде всего тем обстоятельством, что в конституционные суды поступает большое число корреспонденции, содержащей обращения (просьбы, требования, жалобы), рассмотрение которых им явно не подведомственно. Для того чтобы определить это, равно как и решить, соблюдены ли заявителем требования к форме обращения, исходит ли оно от надлежащего лица и пр., изучение обращения судьями (и уж тем более всем составом Суда), как правило, не требуется — эту работу выполняет аппарат Суда.
       Вот почему ст.ст. 40 и 111 настоящего Закона предоставляют Секретариату Конституционного Суда право рассматривать обращения в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями.
       Аналогичные положения содержались и в ранее действовавшем Законе о Конституционном Суде (ст.81).
       2. Часть 1 ст.40 требует обязательной регистрации поступающих в Суд обращений. Общие для всех государственных учреждений правила и техника регистрации входящих документов определяются Типовой инструкцией по делопроизводству. В Конституционном Суде действует.своя Инструкция по делопроизводству, основанная на Типовой и отражающая некоторые особенности делопроизводства именно в этом Суде.
       В канцелярии Суда в обязательном порядке регистрируются не только обращения по конкретным делам, но и все без исключения входящие документы. Обычно они попадают в Суд двумя путями: по почте или на личном приеме в Приемной Конституционного Суда. Возможна передача обращения непосредственно Председателю Суда или судье, например, депутатом в кулуарах парламента. Канцелярия зафиксировать это не в состоянии. В таком случае Инструкция по делопроизводству требует уже от судьи (или его помощников) зарегистрировать документ, прежде чем с ним работать.
       Регистрация осуществляется в журналах, с использованием карточек. Обращения, подведомственные Конституционному Суду, которые на определенной стадии становятся "материалами дела", ждущего рассмотрения в судебном заседании, и все этапы работы с ними судей и специалистов Секретариата регистрируются централизованно с помощью компьютера.
       3. Особого внимания заслуживает ч.2 данной статьи. Она вызывала много споров в ходе работы над законопроектом и претерпела значительные изменения по сравнению с первоначальным вариантом. Подвергалась сомнению возможность предоставления Секретариату права самостоятельно отказывать заявителю в принятии его обращения к производству, поскольку это якобы было бы отказом в правосудии. Утверждалось и то, что предоставление Секретариату такого права означало бы подмену им Суда.
       Секретариат не наделен правом решать и не решает дело по существу, он не оценивает, обоснованны или нет притязания заявителя. Он лишь "отсеивает" такие обращения в Суд, которые, согласно настоящему Закону, либо не являются запросами, ходатайствами или жалобами, либо являются таковыми, но в соответствии с Законом не могут быть приняты к рассмотрению по основаниям, исчерпывающе перечисленным в ч.2 ст.40.
       Первое из таких оснований - явная неподведомственность обращения Конституционному Суду Российской Федерации (п.1). Секретариат не определяет это произвольно: в его распоряжении ст.125 Конституции и ст.3 комментируемого Закона, содержащие перечень подведомственных Суду вопросов.
       Обилие примеров явно не подведомственных Конституционному Суду обращений дает повседневная практика его работы. За четыре с половиной года функционирования Конституционного Суда России его Секретариат получил десятки тысяч писем, заявлений, жалоб и других обращений, в которых ставились вопросы, решение которых явно относилось к компетенции других органов (пересмотр или отмена приговора или решения суда по гражданскому делу, истребование документов, отмена решений должностных лиц, наказание должностных лиц, проведение расследования, обеспечение исполнения судебных решений, оказание содействия в получении квартиры, дача разъяснений по законам и судебным решениям и многое другое).
       Второе основание отклонения обращения — несоответствие его формы требованиям настоящего Закона (п.2). Эти требования изложены в гл.V Закона (см. комментарий к этой главе).
       Третье основание - подача обращения ненадлежащим органом или лицом (п.З). Органы или лица, имеющие право обращаться в Конституционный Суд с запросом, ходатайством или жалобой, перечислены в ст.125 Конституции, а также в ст.ст. 84, 88, 92, 96, 101, 105, 107 настоящего Закона, посвященных производству по отдельным категориям дел, поэтому, в принципе, определение "надлежащего органа или лица", как правило, не вызывает затруднений.
       Однако Законом не определено, могут ли, например, родители подавать жалобу на нарушение законом прав и свобод своих несовершеннолетних детей. Не определено также, вправе ли судья суда общей юрисдикции, единолично рассматривающий дело, обратиться в Конституционный Суд в порядке ч.4 ст.125 Конституции, в которой речь идет о запросах судов. Неясно и то, сохраняет ли свою силу поступившее в Суд ранее обращение группы депутатов Государственной Думы прежнего созыва.
       Отчасти подобные неясности устраняются отсылками к федеральным законам, но они пока не приняты. Что же касается запросов судов, то неясность здесь устраняется довольно легко, если обратиться к действующему процессуальному законодательству, которое трактует в качестве субъекта не суд как "коллектив судей" или "учреждение", а состав, рассматривающий то или иное дело, будь то президиум суда субъекта Российской Федерации, судебная коллегия суда, три члена суда, судья с народными заседателями, наконец, судья единолично.
       Четвертое основание отклонения обращения — неуплата государственной пошлины (п.4), кроме случаев освобождения от уплаты пошлины, перечисленных в ч.3 ст.39 настоящего Закона.
       4. Статья 40 в ч.2 устанавливает, что при наличии хотя бы одного из четырех перечисленных в ней оснований Секретариат "уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционной закона". Такое уведомление означает не только направление заявителю соответствующего письма, но и оставление обращения без движения.
       Законодатель предоставил заявителю, получившему уведомление Секретариата о несоответствии обращения требованиям настоящего Закона, право потребовать решения Суда по этому вопросу. Будучи некоторой гарантией прав заявителя и формой контроля Суда над своим Секретариатом, эта запись на практике может привести (и уже приводит) к тому, что большинство заявителей станут оспаривать "отказные уведомления" Секретариата и Суд окажется вынужденным по каждому такому обращению принять свое решение (естественно, при наличии перечисленных выше оснований тоже "отказное"). Это в значительной мере сводит на нет функцию Секретариата как вспомогательного органа Суда и в известном смысле "фильтра" поступающей корреспонденции. Правда, в коммонтируемом Законе не сказано, что по требованию заявителя Конституционный Суд обязан принять такое решение.
       Конституционный Суд все же практически во всех случаях шел навстречу заявителям, требовавшим, в соответствии с ч.2 ст.40, принятия Судом решения после "отказного" уведомления Секретариата. Число таких решений за 1995 год составляет около 60% от общей массы решений об отказе в принятии обращений к рассмотрению (см. также комментарий к ст.43).
       Часть 3 ст.40 предоставляет заявителю право после устранения недостатков, указанных в пп. 2 и 4 ч.2 данной статьи, вновь обратиться в Суд.
       Если же устраняются недостатки, указанные в пп.1 и 3 ч.2 данной статьи, изменяется предмет запроса (жалобы), и если с ним по просьбе заявителя обращается надлежащий орган или лицо, то это уже будет другое обращение другого субъекта, а не повторное обращение.
       5. В ч.4 ст.40 Секретариату Конституционного Суда предоставлено право направлять поступившие в Суд обращения по подведомственности. Речь идет о тех случаях, когда из обращения явствует, что вопрос, поставленный заявителем и не подведомственный Конституционному Суду, с большой долей вероятности может быть разрешен другой инстанцией (прокуратурой, судом общей юрисдикции, Правительством, местной администрацией и т.д.). О направлении обращения по подведомственности обязательно извещается заявитель.


<< Назад Оглавление Вперед >>



     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Студия НСв <<Новый Свет>>