На главную страницу

АНПО Правовой центр ИВВ МВД РФ

Все новости

Информация Фонда социального страхования РФ от 15 декабря 2010 г. О Федеральном законе от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
gerb

Информация Фонда социального страхования РФ от 15 декабря 2010 г. О Федеральном законе от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

С 1 января 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 08.12.2010
N 343-ФЗ "О внесении изменений  в  Федеральный  закон  "Об   обязательном
социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством"
     Фонд социального страхования Российской Федерации  (далее  -   Фонд)
доводит  до  Вашего  сведения,  что  8  декабря  2010  года   Президентом
Российской Федерации Д.А. Медведевым подписан Федеральный закон N 343-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон  "Об  обязательном   социальном
страховании  на  случай  временной  нетрудоспособности  и  в    связи   с
материнством" (далее - федеральный закон N 343-ФЗ).  Данный   федеральный
закон вступит в законную силу с 1 января 2011 года.
     Федеральным  законом  N 343-ФЗ  внесены   следующие     существенные
изменения в Федеральный закон от  29  декабря  2006  года    N 255-ФЗ "Об
обязательном    социальном    страховании    на          случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством".
     1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального   закона
от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании
на случай временной нетрудоспособности  и  в  связи  с    материнством" в
редакции федерального закона N 343-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ) увеличен с
двух до трех дней период выплаты за счет средств страхователя пособия по
временной нетрудоспособности при заболевании или травме   застрахованного
лица, в том числе в  связи  с  операцией  по  искусственному   прерыванию
беременности или осуществлением  экстракорпорального  оплодотворения.  В
настоящее  время  работодатель  оплачивает  первые  2   дня     временной
нетрудоспособности (см. таблицу N 1).
     2.   Изменен   порядок   исчисления    пособий       по    временной
нетрудоспособности, по беременности и  родам,  ежемесячного  пособия  по
уходу за ребенком (далее - пособия). При  этом  изменения  коснулись  не
только  расчетного  периода,  за  который  будет  учитываться   заработок
застрахованного лица при исчислении пособий, но  и  порядка   определения
среднего заработка для их исчисления, а также  самой  процедуры   расчета
пособий.
     Так, согласно части 1  статьи  14  Закона  N 255-ФЗ  пособия   будут
исчисляться  исходя  из  среднего   заработка       застрахованного лица,
рассчитанного за два календарных года, предшествующих  году   наступления
страхового  случая,  в  том  числе  за  время  работы       (службы, иной
деятельности) у другого страхователя (других страхователей) (см. таблицы
N 3, 4, 5, 12, 13).
     Обращаем внимание, что средний заработок за время  работы   (службы,
иной деятельности) у  другого  страхователя  (других    страхователей) не
должен   учитываться   в   случаях,   если   пособия      по    временной
нетрудоспособности, по беременности и родам в силу  части  2  статьи  13
Закона N 255-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем
местам работы (службы, иной деятельности) (см. таблицу N 3, 5).
     Для  лиц,  которые  в  двух  календарных  годах,     непосредственно
предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по
беременности и родам, отпуска по уходу  за  ребенком  либо  в    одном из
указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и  (или)   в
отпуске по уходу за ребенком, Законом N 255-ФЗ предусмотрена возможность
замены   соответствующих   календарных   годов        (календарного года)
предшествующими календарными годами  (календарным  годом)  по   заявлению
застрахованного лица при условии, что это приведет к увеличению   размера
пособия (см. таблицу N 10).
     3.  Изменен  подход  к  определению  страхователя,    назначающего и
выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение,  в   следующих
случаях:
     1) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая
занято у нескольких страхователей и в  двух  предшествующих   календарных
годах было занято у тех же страхователей:
     - пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и   родам
назначаются и выплачиваются ему страхователями  по  всем  местам   работы
(службы, иной деятельности), и исчисляются исходя из среднего   заработка
за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего
и выплачивающего пособие (без учета заработка  у  другого   страхователя)
(см. таблицы N 2, 3);
     -  ежемесячное  пособие  по  уходу  за  ребенком       назначается и
выплачивается  страхователем  по  одному  месту  работы     (службы, иной
деятельности) по выбору застрахованного лица (см. таблицы N 11, 12, 13);
     2) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая
занято у нескольких страхователей, а в двух  предшествующих   календарных
годах  было  занято  у  других  страхователей  (другого    страхователя),
вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются ему  страхователем   по
одному из последних мест работы (службы, иной  деятельности)  по   выбору
застрахованного лица (см. таблицы N 2, 4);
     3) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая
занято у нескольких страхователей, а в двух  предшествующих   календарных
годах было занято как у этих, так  и  у  других  страхователей   (другого
страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам назначаются и выплачиваются ему (см. таблицы N 2, 5):
     - либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя   из
среднего  заработка  за  время  работы  (службы,  иной    деятельности) у
страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (см. пункт 1);
     - либо страхователем по одному из последних  мест  работы   (службы,
иной деятельности) по выбору застрахованного лица (см. пункт 2).
     4. Частью 1.1 статьи 14  Закона  N 255-ФЗ  предусмотрена    норма об
исчислении  пособий  исходя  из  минимального  размера  оплаты   труда,
установленного федеральным законом на день наступления страхового случая
в случаях (см. таблицу N 9):
     -  если  застрахованное  лицо  в  вышеуказанные  периоды    не имело
заработка;
     - если средний заработок, рассчитанный за вышеуказанные периоды,   в
расчете за полный календарный месяц  ниже  минимального  размера   оплаты
труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового
случая.
     При этом следует иметь в  виду,  что  если  на  момент   наступления
страхового случая застрахованное лицо  работает  на  условиях   неполного
рабочего времени, средний  заработок,  исходя  из  которого   исчисляются
пособия   в   указанных    случаях,    определяется       пропорционально
продолжительности рабочего времени  застрахованного  лица  (см.   таблицу
N 9).
     5. Согласно части 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ с 2011 года в средний
заработок, исходя из которого исчисляются пособия, будут включаться   все
виды выплат и иных вознаграждений  в  пользу  застрахованного    лица, на
которые начислены страховые взносы в Фонд  (в  текущем  году  в   средний
заработок включаются все виды выплат  и  иных  вознаграждений  в   пользу
работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов   в
Фонд) (см. таблицу N 7).
     Вместе с тем указанный  средний  заработок  должен    учитываться за
каждый  календарный  год  в  сумме,  не  превышающей      установленную в
соответствии с Федеральным законом от 24  июля  2009  года    N 212-ФЗ "О
страховых  взносах  в  Пенсионный  фонд  Российской       Федерации, Фонд
социального  страхования   Российской   Федерации,       Федеральный фонд
обязательного  медицинского   страхования   и       территориальные фонды
обязательного медицинского страхования" на  соответствующий   календарный
год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд. За
период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам
у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, - за период до
1 января 2011 года, предельная величина базы составляет 415 000 рублей за
каждый календарный год (статья  2  федерального  закона  N 343-ФЗ)   (см.
таблицу N 8).
     При  этом  норма  об  ограничении  среднего   дневного     заработка
застрахованного   лица   при   исчислении   пособий       по    временной
нетрудоспособности, по беременности и родам, средним дневным заработком,
определяемым путем  деления  предельной  величины  базы  для   начисления
страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая, на 365 (а
для ежемесячного пособия по уходу за ребенком  -  норма  об   ограничении
среднего заработка застрахованного лица, средним заработком, определяемым
путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в
Фонд на день наступления страхового случая, на 12) с 2011 года   отменена
(см. таблицу N 6).
     Обращаем также внимание, что со  следующего  года  средний   дневной
заработок застрахованного лица будет определяться  путем  деления   суммы
начисленного заработка за расчетный период на 730  (часть  3  статьи  14
Закона N 255-ФЗ). То  есть,  число  календарных  дней,    приходящихся на
период, за который учитывается заработная плата, с 2011  года  не   будет
иметь значения при исчислении пособий (см. таблицы N 6, 7).
     6. Законом N 255-ФЗ установлены дополнительные права, обязанности и
ответственность страхователей и застрахованных лиц.
     В частности,  с  2011  года  страхователи  будут  обязаны   выдавать
застрахованному лицу в день прекращения работы или  по  его   письменному
заявлению  справку  о  сумме  заработка  за   два       календарных года,
предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и
текущий календарный год, на  которую  были  начислены  страховые   взносы
(пункт 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ).  Форма  и  порядок   выдачи
указанной справки будут утверждены Минздравсоцразвития России.
     При этом за  достоверность  сведений,  содержащихся  в   документах,
выдаваемых  ими  застрахованному  лицу  и  необходимых  для   назначения,
исчисления и выплаты пособий, страхователи будут нести   ответственность,
что закреплено в новой статье 15.1 Закона N 255-ФЗ.
     За   страхователем,   назначающим   и          выплачивающим пособие
застрахованному  лицу,  закреплено  также  право  направлять    запросы в
территориальные органы Фонда в целях проверки  сведений  о   страхователе
(страхователях),  выдавшем  (выдавших)  застрахованному  лицу     справку
(справки) о сумме заработка, необходимого для исчисления пособий (пункт 4
части 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ). Форма и порядок  направления   таких
запросов будут утверждены Минздравсоцразвития России.
     В свою очередь застрахованное лицо вправе получать от   страхователя
справку о сумме заработка, необходимую для исчисления пособий  (пункт   2
части 1 статьи 4.3  Закона  N 255-ФЗ).  Однако  для    застрахованных лиц
предусмотрена и ответственность за представление документов  с   заведомо
неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из
которого  исчисляются  указанные  пособия  (часть  4  статьи  15  Закона
N 255-ФЗ).
     7.  Федеральным   законом   N 343-ФЗ   предусмотрена     возможность
перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года   пособий
по нормам  Закона  N 255-ФЗ  в  новой  редакции  по  страховым   случаям,
наступившим в текущем году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году.
Такой перерасчет возможен при условии, что размер пособия, исчисленный в
соответствии с  Законом  N 255-ФЗ  в  новой  редакции,  превысит   размер
пособия,  полагающийся  по  нормам   Закона   N 255-ФЗ,   в   редакции,
действовавшей до 1  января  2011  года  (статья  3  федерального   закона
N 343-ФЗ).
     Кроме того, Законом N 255-ФЗ конкретизированы  нормы,   регулирующие
вопросы выплаты пособия по временной нетрудоспособности за период простоя
(часть 7 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9),  устанавливающие   перечень
документов, необходимых для исчисления и выплаты пособий (части 5,   5.1,
6, 7.1 статьи 13).
     В соответствии с пунктом 5 приказа Фонда от 14  декабря  2010   года
N 269 "Об  организации  работы  по  реализации  Федерального    закона "О
внесении изменений  в  Федеральный  закон  "Об  обязательном   социальном
страховании  на  случай  временной  нетрудоспособности  и  в    связи   с
материнством" управляющим  региональными  отделениями  Фонда   необходимо
провести организационные мероприятия с работниками региональных отделений
Фонда и их филиалов, а также со страхователями по применению новых норм,
установленных федеральным законом,  регулирующих  порядок    исчисления и
выплаты с 1 января 2011 года пособий по временной нетрудоспособности и в
связи с материнством, обеспечить  проведение  разъяснительной    работы в
связи с реализацией федерального закона N 343-ФЗ.

     Приложение: федеральный закон на 17 листах;
     таблицы (слайды) по федеральному закону на 13 листах.

                                                                                      Л.Н. Рау
25 Декабря 2010
0 комментариев

Имя:
Е-mail:




     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Студия НСв <<Новый Свет>>