Министерство образования и науки Российской Федерации
Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. N 117 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2010 г.
Регистрационный N 17101
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об
образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35,
ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3215; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст. 3616; 2009,
N 46, ст. 5419) и подпунктом 5.2.23.44 Положения о Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15,
ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938;
N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378, N 14, ст. 1662), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о кадетской школе и
кадетской школе-интернате.
2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу
постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим
силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября
1997 г. N 1427 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе
(кадетской школе-интернате)" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 47, ст. 5411; 2002, N 52, ст. 5225; 2009, N 12,
ст. 1427).
Министр А. Фурсенко
Приложение
Типовое положение о кадетской школе и кадетской школе-интернате
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность
государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений: кадетских
школ и кадетских школ-интернатов.
2. Основные цели деятельности кадетской школы и кадетской
школы-интерната - интеллектуальное, культурное, физическое и
духовно-нравственное развитие кадетов, их адаптация к жизни в обществе,
создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению
Отечеству на поприще государственной гражданской, военной,
правоохранительной службы (далее - государственная служба), муниципальной
службы, а также несению государственной службы российского казачества, в
соответствии с профилем деятельности учредителя кадетской школы,
кадетской школы-интерната.
3. Кадетская школа и кадетская школа-интернат реализует
общеобразовательные программы начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные
программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан,
обучающихся в кадетской школе, кадетской школе-интернате (далее - кадеты)
к государственной службе, муниципальной службе, а также несению
государственной службы российского казачества. Кадетская школа-интернат
создает необходимые условия для проживания кадетов.
4. Кадетская школа и кадетская школа-интернат в своей деятельности
руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа,
осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым
положением, а по вопросам, не урегулированным настоящим Типовым
положением, - Типовым положением об общеобразовательном учреждении,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19
марта 2001 г. N 196 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2001, N 13, ст. 1252; 2002, N 52, ст. 5225; 2005, N 7, ст. 560; 2006,
N 2, ст. 217; 2007, N 31, ст. 4082; 2008, N 34, ст. 3926; 2009, N 12,
ст. 1427), решениями учредителей кадетской школы и кадетской
школы-интерната, и своими уставами.
5. Кадетская школа и кадетская школа-интернат создаются,
реорганизуются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
6. При ликвидации или реорганизации кадетской школы и кадетской
школы-интерната, осуществляемой, как правило, по окончании учебного года,
учредитель обеспечивает в установленном порядке перевод кадетов с
согласия родителей (законных представителей) в другие общеобразовательные
учреждения.
7. Учредителями кадетской школы и кадетской школы-интерната могут
быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также
муниципальные образования (далее - учредители).
8. Наименования кадетской школы и кадетской школы-интерната
устанавливаются при их создании и изменяются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В наименованиях кадетской школы и кадетской школы-интерната может
указываться профиль деятельности учредителей (например, казачья кадетская
школа или казачья кадетская школа-интернат).
9. Кадетская школа и кадетская школа-интернат являются юридическими
лицами.
10. Кадетская школа и кадетская школа-интернат имеют лицевые счета и
иные счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской
Федерации, печати с изображением Государственного герба Российской
Федерации, штампы и бланки со своим наименованием.
11. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые
законодательством Российской Федерации, возникают у кадетской школы и
кадетской школы-интерната со дня выдачи лицензии на право ведения
образовательной деятельности.
12. Кадетская школа и кадетская школа-интернат проходят
государственную аккредитацию в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации в области образования.
II. Прием в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат
13. Правила приема в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат
определяются учредителями в соответствии с законодательством Российской
Федерации в области образования и закрепляются в уставах кадетской школы
и кадетской школы-интерната.
14. В кадетскую школу и кадетскую школу-интернат принимаются
несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья и изъявившие
желание обучаться в кадетской школе и кадетской школе-интернате.
15. Зачисление несовершеннолетних граждан в кадетскую школу и
кадетскую школу-интернат производится по заявлению родителей (законных
представителей).
16. При приеме кадетская школа и кадетская школа-интернат обязаны
ознакомить несовершеннолетних граждан и их родителей (законных
представителей) с уставами кадетской школы и кадетской школы-интерната,
лицензиями на право ведения образовательной деятельности, со
свидетельствами о государственной аккредитации образовательного
учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим
образовательным учреждением и другими документами, регламентирующими
организацию образовательного процесса.
17. Кадеты кадетской школы-интерната из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном
обеспечении и пользуются льготами, установленными для данной категории
детей законодательством Российской Федерации.
III. Организация образовательного и воспитательного процесса в кадетской
школе и кадетской школе-интернате
18. Кадетская школа и кадетская школа-интернат осуществляют
образовательный процесс с учетом дополнительных образовательных программ,
имеющих целью подготовку к служению Отечеству на поприще государственной
службы, муниципальной службы, а также несению государственной службы
российского казачества, и в соответствии с уровнями основных
общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения -
4 года);
2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения -
5 лет);
3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок
освоения - 2 года).
В кадетской школе-интернате обучение на указанных ступенях
организуется по решению учредителя кадетской школы-интерната и
регламентируется уставом кадетской школы-интерната.
19. Основные общеобразовательные программы начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают
реализацию федерального государственного образовательного стандарта с
учетом образовательных потребностей и запросов кадетов и включают в себя
учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное
развитие, воспитание и качество подготовки кадетов.
Дополнительные образовательные программы по юридической, физической,
психологической и другой специальной подготовке, в том числе по
подготовке к служению Отечеству на поприще государственной службы,
муниципальной службы, а также несению государственной службы российского
казачества, ведутся и определяются рабочими программами учебных курсов,
предметов и дисциплин (модулей), разрабатываемыми кадетской школой и
кадетской школой-интернатом.
20. Кадетская школа и кадетская школа-интернат самостоятельны в
выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной
аттестации кадетов в соответствии с законодательством Российской
Федерации в области образования.
21. Учебные занятия в кадетской школе и кадетской школе-интернате,
как правило, начинаются 1 сентября.
Учебный год включает в себя 4 учебные четверти (в 1 классах - не
более 33 недель, во 2 - 11 классах - не более 34 недель) и период
практических занятий и (или) государственную (итоговую) аттестацию.
В соответствии с учебным планом кадетам в течение учебного года
предоставляются осенние, зимние и весенние каникулы общей
продолжительностью не менее 30 календарных дней, а летом - не менее 8
недель. Для кадетов на ступени начального общего образования в течение
года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
22. Количество классов в кадетской школе и кадетской школе-интернате
определяется с учетом санитарных норм и наличия условий, необходимых для
осуществления образовательного процесса.
23. Наполняемость каждого класса в кадетской школе не должна
превышать 25 человек, а в кадетской школе-интернате - 20 человек.
24. Режим дня кадетской школы регламентируется правилами внутреннего
распорядка кадетской школы.
Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения,
труда и отдыха в кадетской школе-интернате, составляется с учетом
круглосуточного пребывания кадетов.
25. Перевод кадета из кадетской школы и кадетской школы-интерната в
другое общеобразовательное учреждение осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
26. Изучение учебного предмета завершается, как правило, экзаменом
или зачетом.
Итоговые оценки выставляются по результатам сдачи экзаменов
(зачетов) по всем учебным предметам теоретического обучения и
практических занятий, включенным в учебный план кадетской школы и
кадетской школы-интерната, или по результатам текущего контроля
(контрольным занятиям), если учебным планом по учебному предмету не
предусмотрен экзамен (зачет).
Итоговые оценки выставляются по результатам полугодия и учебного
года.
27. Кадеты, освоившие в полном объеме основную общеобразовательную
программу учебного года, после прохождения практических занятий и по
представлению педагогического совета кадетской школы, кадетской
школы-интерната приказом директора кадетской школы, кадетской
школы-интерната переводятся на следующий курс обучения.
28. Кадеты на ступенях начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года
академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий
класс условно. Кадеты обязаны ликвидировать академическую задолженность в
течение следующего учебного года, кадетская школа и кадетская
школа-интернат обязаны создать условия кадетам для ликвидации этой
задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Кадеты на ступенях начального общего и основного общего образования,
не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие
академическую задолженность по двум и более предметам или условно
переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической
задолженности по одному предмету, переводятся в иные общеобразовательные
учреждения.
Кадеты на ступени среднего (полного) общего образования, не
освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения
и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или
условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической
задолженности по одному предмету, переводятся в иные общеобразовательные
учреждения.
Кадеты на ступенях основного общего образования и среднего (полного)
общего образования, не освоившие дополнительные образовательные программы
по юридической, физической, психологической и другой специальной
подготовке, в том числе по подготовке к служению Отечеству на поприще
государственной службы, муниципальной службы, а также несению
государственной службы российского казачества, и имеющие академическую
задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в
следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по
одному предмету, переводятся в иные общеобразовательные учреждения.
Перевод кадета в следующий класс осуществляется по решению органа
управления кадетской школы и кадетской школы-интерната.
29. Освоение кадетами основных общеобразовательных программ среднего
(полного) общего образования завершается государственной (итоговой)
аттестацией, проводимой в соответствии с приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 362 "Об
утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной
(итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные
программы среднего (полного) общего образования" (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2009 г.,
регистрационный N 13065, "Российская газета", N 15, 30 января 2009 г.).
Кадетская школа и кадетская школа-интернат, имеющие государственную
аккредитацию, выдают кадетам, прошедшим государственную (итоговую)
аттестацию, документы государственного образца о соответствующем уровне
образования, заверенные печатью кадетской школы и кадетской
школы-интерната.
Выпускникам кадетской школы и кадетской школы-интерната вручается
нагрудный знак, образец которого утверждается учредителем.
30. По решению директора кадетской школы, кадетской школы-интерната
за совершенные неоднократно грубые нарушения уставов кадетской школы и
кадетской школы-интерната допускается исключение (перевод в иные
общеобразовательные учреждения) из данных общеобразовательных учреждений
кадетов, достигших возраста пятнадцати лет.
Исключение (перевод в иные общеобразовательные учреждения) кадетов
из кадетской школы и кадетской школы-интерната применяется, если меры
воспитательного характера не дали результатов и дальнейшее пребывание
кадетов в кадетской школе и кадетской школе-интернате оказывает
отрицательное влияние на других кадетов, нарушает их права и права
работников кадетской школы и кадетской школы-интерната, а также
нормальное функционирование кадетской школы и кадетской школы-интерната.
Решение об исключении кадета, не получившего общего образования,
принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с
согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение
об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав и органа опеки и попечительства.
Кадетская школа и кадетская школа-интернат незамедлительно обязаны
проинформировать об исключении кадета из кадетской школы и кадетской
школы-интерната его родителей (законных представителей) и орган местного
самоуправления.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с
органом местного самоуправления и родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего, исключенного из кадетской школы и кадетской
школы-интерната, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие
трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его
обучения в другом общеобразовательном учреждении.
31. Воспитательная работа в кадетской школе и кадетской
школе-интернате является частью образовательного процесса и одним из
основных видов деятельности кадетской школы и кадетской школы-интерната,
а также нацелена на подготовку к служению Отечеству на поприще
государственной службы, муниципальной службы, а также несению
государственной службы российского казачества.
32. Воспитание кадетов базируется на общечеловеческих ценностях,
лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Российского
государства, выдающихся примерах служения закону и Отечеству.
Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к
решению задач интеллектуального, патриотического, духовно-нравственного,
физического, правового и эстетического воспитания кадетов. При этом его
основные задачи реализуются в процессе повседневной жизни кадетов, в
совместной учебной и других видах деятельности кадетов и остальных
участников образовательного процесса.
Эффективность воспитательного процесса достигается поддержанием
образцового внутреннего порядка и высокой организацией классов кадетской
школы и кадетской школы-интерната, созданием необходимых условий для
успешной учебы, жизни, быта и досуга кадетов, всесторонним информационным
обеспечением, а также сочетанием высокой требовательности к кадетам с
уважением их личного достоинства и демонстрацией руководителями кадетской
школы и кадетской школы-интерната примера для подражания.
Основной формой воспитания является систематическая и
целенаправленная индивидуальная воспитательная работа с каждым кадетом в
соответствии с профилем деятельности учредителя кадетской школы и
кадетской школы-интерната.
33. Воспитательная работа с кадетами планируется в масштабе
кадетской школы и кадетской школы-интерната на весь период обучения, а
также на учебный год и месяц.
IV. Участники образовательного процесса
34. Участниками образовательного процесса в кадетской школе и
кадетской школе-интернате являются руководители, педагогические
работники, учебно-вспомогательный персонал, кадеты и родители (законные
представители) кадетов.
35. Права и обязанности кадетов кадетской школы и кадетской
школы-интерната, их родителей (законных представителей) определяются
уставами кадетской школы и кадетской школы-интерната и иными
предусмотренными этими уставами актами.
36. Порядок комплектования кадетской школы и кадетской
школы-интерната педагогическими и другими работниками определяется
законодательством Российской Федерации, решениями учредителей и
регламентируется уставами кадетской школы и кадетской школы-интерната.
37. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую
профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям
квалификационных характеристик должности и полученной специальности,
подтвержденную документами государственного образца об уровне образования
и (или) квалификации.
38. Основные права и обязанности, а также социальные гарантии и
льготы, предоставляемые работникам кадетской школы и кадетской
школы-интерната, определяются законодательством Российской Федерации,
решением учредителя, уставами кадетской школы и кадетской
школы-интерната, правилами внутреннего распорядка.
39. Педагогические работники кадетской школы и кадетской
школы-интерната проходят периодические бесплатные медицинские
обследования, которые проводятся за счет средств учредителей.
V. Управление кадетской школой и кадетской школой-интернатом
40. Управление кадетской школой и кадетской школой-интернатом
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
уставами кадетской школы и кадетской школы-интерната.
41. Управление кадетской школой и кадетской школой-интернатом
строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами
самоуправления кадетской школы и кадетской школы-интерната являются
советы кадетской школы и кадетской школы-интерната, попечительские
советы, общие собрания, педагогические советы и другие. Порядок выборов
органов самоуправления кадетской школы и кадетской школы-интерната и их
компетенция определяются уставами кадетской школы и кадетской
школы-интерната.
42. Непосредственное управление деятельностью кадетской школы,
кадетской школы-интерната осуществляет директор кадетской школы,
кадетской школы-интерната.
Порядок замещения должности директора кадетской школы, кадетской
школы-интерната устанавливается уставами указанных учреждений в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности директора кадетской школы, кадетской
школы-интерната определяются в установленном порядке нормативными
правовыми актами Российской Федерации и решением учредителя.
Директора кадетской школы, кадетской школы-интерната отвечают за
состояние и деятельность кадетской школы, кадетской школы-интерната.
VI. Учебно-материальная база и финансовое обеспечение кадетской школы и
кадетской школы-интерната
43. Здания, сооружения, оборудование, а также иное необходимое для
функционирования кадетской школы и кадетской школы-интерната имущество в
целях обеспечения их образовательной деятельности закрепляются за
кадетской школой и кадетской школой-интернатом в установленном
законодательстве Российской Федерации порядке.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за кадетской
школой и кадетской школой-интернатом, допускаются только в случаях и
порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Источниками формирования имущества и финансовых расходов кадетской
школы и кадетской школы-интерната являются:
ассигнования бюджета, выделяемые для кадетской школы и кадетской
школы-интерната;
средства государственных внебюджетных фондов;
средства, получаемые от осуществления приносящей доход деятельности,
предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе
доходы от оказания платных дополнительных образовательных услуг;
добровольные пожертвования и целевые взносы, получаемые от
юридических и (или) физических лиц, в том числе иностранных.
44. Кадетская школа и кадетская школа-интернат обеспечиваются
денежными средствами, учебным оборудованием и другими материальными
средствами в установленном порядке.
45. Кадеты кадетской школы и кадетской школы-интерната
обеспечиваются форменным обмундированием. Расходы на приобретение
предметов форменного обмундирования финансируются учредителями.
Кадеты кадетской школы-интерната обеспечиваются в соответствии с
установленными учредителем нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем,
предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными
принадлежностями, хозяйственным инвентарем.
46. Оплата труда руководителей, педагогических работников и
учебно-вспомогательного персонала кадетских школ и кадетских
школ-интернатов производится в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
47. Медицинское обслуживание кадетов кадетской школы и кадетской
школы-интерната обеспечивают органы здравоохранения. Кадетская школа и
кадетская школа-интернат обязаны предоставить помещение с
соответствующими условиями для работы медицинских работников.
48. Организация питания в кадетской школе и кадетской
школе-интернате возлагается на кадетскую школу и кадетскую
школу-интернат. В кадетской школе и кадетской школе-интернате должны быть
предусмотрены помещения для питания кадетов.
49. По окончании кадетской школы-интерната кадетам выдается
бесплатно комплект одежды и обуви, находившийся в их пользовании в период
обучения.
Кадетам, исключенным из кадетской школы-интерната, выдается
бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, находящийся в их пользовании.
50. Кадетская школа и кадетская школа-интернат могут оказывать на
договорной основе дополнительные образовательные услуги (преподавание
специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с кадетами
углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные
соответствующими основными общеобразовательными программами.
Кадетская школа и кадетская школа-интернат вправе вести приносящую
доход деятельность в соответствии с законодательством Российской
Федерации и уставами кадетской школы и кадетской школы-интерната.
51. Кадетская школа и кадетская школа-интернат могут осуществлять
международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
|