На главную страницу

АНПО Правовой центр ИВВ МВД РФ

Все новости

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 мая 2010 г. N 03-02-07/1-244
gerb

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства Финансов Российской Федерации


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 мая 2010 г. N 03-02-07/1-244

     Вопрос:  Федеральное  государственное   учреждение   при     наличии
достаточного  остатка  денежных   средств   на   расчетном   счете,   в
октябре-ноябре 1999 г. перечислило в бюджет через отделение банка 174785
руб. налоговых платежей.
     Денежные  средства  списаны  банком  со  счета       учреждения, что
подтверждается выписками с расчетного счета, однако налоговая   инспекция
не признала факта уплаты налогов, поскольку денежные средства в бюджет не
поступили.  При  направлении  платежных  поручений  в  банк    учреждение
действовало  добросовестно,  так  как   не   имело         сведений о его
неплатежеспособности.
     В связи с тем, что налоговая инспекция  не  признала  факта   уплаты
налогов нашим Учреждением и продолжает  начислять  пени  по   сложившейся
недоимке, ФГУ просит Вас предоставить информацию по  процедуре   списания
недоимки   по   налогам   и   сборам,   числившейся      за    отдельными
налогоплательщиками, уплата и взыскание которой оказалось невозможными в
силу причин экономического, социального или юридического характера.

     Ответ:  Департамент  налоговой   и   таможенно-тарифной     политики
рассмотрел письмо от 25.03.2010 N 88 по вопросу о  списании  недоимки  и
сообщает следующее.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса   Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  недоимка,   числящаяся   за     отдельными
налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и
(или)  взыскание  которой  оказались   невозможными   в       силу причин
экономического,  социального  или  юридического  характера,    признается
безнадежной и списывается по федеральным налогам  и  сборам  в   порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
     Правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 59 Кодекса, на   основании
пункта 2 указанной статьи применяются  также  при  списании   безнадежной
задолженности по пеням и штрафам.
     В целях реализации  статьи  59  Кодекса  Правительством   Российской
Федерации  утверждено  постановление  от  12.02.2001  N 100  "О   порядке
признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по
пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по
страховым  взносам  в  государственные  социальные  внебюджетные   фонды,
начисленным пеням и штрафам",  согласно  которому  решение  о   признании
безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается в отношении
ликвидированных в соответствии с законодательством Российской   Федерации
организаций.
     Другие основания для списания числящейся за организацией   недоимки,
взыскание которой  невозможно,  указанным  постановлением   Правительства
Российской Федерации не предусмотрены.
     Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности
принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика   при
наличии документов, указанных в пункте 4 данного постановления.
     Порядок принятия решения о  признании  безнадежной  к    взысканию и
списании задолженности определяется  Министерством  финансов   Российской
Федерации, а  в  случае,  предусмотренном  в  абзаце  третьем    пункта 3
указанного  постановления   Правительства   Российской       Федерации, -
государственными социальными внебюджетными фондами.
     Минфином России утвержден приказ от  15.06.2005  N 72н  "О   порядке
принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки
и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, в том
числе  по  суммам  налоговых  санкций  за  нарушение     законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в   действие
Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и
по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., а
также задолженности по страховым взносам в государственные   внебюджетные
фонды Российской Федерации, числящейся за организациями по состоянию на 1
января 2001 г., начисленным пеням и штрафам".
     Государственной Думой Федерального  Собрания  Российской   Федерации
принят в первом чтении проект федерального закона N 269777-5 "О внесении
изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части
урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов",
внесенный Правительством Российской Федерации.
     Законопроектом, в частности, предусматривается уточнить  статью   59
Кодекса, определив в  ней  исчерпывающий  перечень  оснований   признания
недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию. При
этом предполагается установить  новое  основание  признания    недоимки и
задолженности по пеням и штрафам безнадежными к  взысканию  при   наличии
вступившего в силу решения  суда  об  утрате  возможности  на   взыскание
недоимки,  задолженности  по  пеням  и  штрафам  в  связи  с   истечением
установленного  срока  их  взыскания  (отказа  суда  в     восстановлении
пропущенного  срока  подачи  заявления  в  суд  о  взыскании    недоимки,
задолженности по пеням и штрафам).
     Вместе  с  тем  представляется  целесообразным  отметить,    что   в
определении Конституционного Суда  Российской  Федерации  от   25.07.2001
N 138-О указывается, что отношения, возникающие между налогоплательщиками
и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных   поручений
на списание налоговых платежей,  являются  налоговыми   правоотношениями.
Отношения же банка и его клиента,  вытекающие  из  договора   банковского
счета и основанные на принципе разумности и добросовестности действий его
участников, являются гражданскими  правоотношениями,  в  рамках   которых
исполнение банком обязательств по зачислению поступающих на счет клиента
денежных средств и  их  перечислению  со  счета,  а  также   распоряжение
клиентом находящимися на его счете  денежными  средствами,   зачисленными
банком в том числе при  исполнении  им  собственных  обязательств   перед
клиентом, могут осуществляться лишь  при  наличии  на   корреспондентском
счете  банка  необходимых  денежных  средств.  По   смыслу     положения,
содержащегося в пункте 7 статьи 3 Кодекса, в сфере  налоговых   отношений
действует   презумпция   добросовестности          налогоплательщиков. На
недобросовестных  налогоплательщиков  не  распространяются  те    выводы,
которые содержатся в мотивировочной и резолютивной  части   постановления
Конституционного Суда  Российской  Федерации  от  12.10.1998    N 24-П, и
принудительное   взыскание   в   установленном   законом     порядке    с
недобросовестных налогоплательщиков не поступивших в бюджет  налогов   не
нарушает конституционные гарантии права частной собственности.
     Закрепленный  в  постановлении  Конституционного  Суда    Российской
Федерации от 12.10.1998 N 24-П подход, допускающий  распространение   его
правовой   позиции   только   на   добросовестных     налогоплательщиков,
предполагает обязанность налоговых органов  доказывать   обнаруживающуюся
недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке,   установленном
Кодексом.   Из   признания   таких   банков    и       налогоплательщиков
недобросовестными вытекает, что  на  них  не  распространяется   правовая
позиция Конституционного Суда Российской  Федерации,  в    соответствии с
которой конституционная обязанность каждого налогоплательщика   считается
исполненной в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика
средств в уплату налога, поскольку, по существу, они от исполнения данной
обязанности уклонились.

Заместитель директора Департамента                          С.В. Разгулин
04 Июня 2010
0 комментариев

Имя:
Е-mail:




     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Студия НСв <<Новый Свет>>