Закон г. Москвы от 26 мая 2010 г. N 21 "О предупреждении распространения на территории города Москвы заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере разработки,
реализации
и контроля профилактических мероприятий, направленных на
предупреждение
распространения хронического заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в городе Москве.
Глава 1. Общие положения *
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе *
1. Профилактика ВИЧ-инфекции в городе Москве - система
мероприятий,
направленных на предупреждение распространения на территории города
Москвы ВИЧ-инфекции и реабилитацию ВИЧ-инфицированных в
установленном
федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города
Москвы порядке.
2. Иные программы профилактики ВИЧ-инфекции - специализированные
программы, направленные на профилактику ВИЧ-инфекции и реабилитацию
ВИЧ-инфицированных и лиц, живущих с ВИЧ-инфицированными, не
утвержденные
в порядке, установленном Правительством города Москвы.
3. Специализированная медицинская помощь ВИЧ-инфицированным -
вид
медицинской помощи, оказываемой ВИЧ-инфицированным городским
специализированным учреждением в области профилактики ВИЧ-инфекции и
лечебно-профилактическими учреждениями города Москвы по профилю
сопутствующего заболевания.
4. Уязвимые группы населения - социальные группы, находящиеся в
условиях повышенного риска ВИЧ-инфицирования ввиду
социально-экономических или поведенческих причин: мужчины, имеющие
сексуальные отношения с мужчинами; лица, оказывающие контактные
сексуальные услуги; потребители инъекционных форм наркотических
средств
не в медицинских целях; лица без определенного места жительства;
мигранты.
5. Медицинское освидетельствование - лабораторное исследование
на
наличие антител к ВИЧ-инфекции с предварительным и последующим
консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции,
осуществляемое
в учреждениях государственной и частной системы здравоохранения,
расположенных на территории Москвы, с установлением окончательного
диагноза ВИЧ-инфекции исключительно городским специализированным
учреждением государственной системы здравоохранения.
6. Скрининговое исследование на ВИЧ-инфекцию - лабораторное
исследование на антитела к ВИЧ методом иммуноферментного анализа,
проводимое специализированными лабораториями.
7. Рискованное сексуальное поведение - незащищенные половые
контакты
с лицом с неизвестным ВИЧ-статусом, приводящие к инфицированию ВИЧ.
8. Социально безопасная модель поведения - форма поведения, при
которой учитываются риски заражения ВИЧ-инфекцией, предпринимаются
действия к исключению заражения ВИЧ и не совершаются действия,
характерные для уязвимых групп населения.
9. Антиретровирусные препараты - медицинские препараты,
способные
подавлять размножение вируса иммунодефицита человека.
Статья 2. Правовые основы профилактики ВИЧ-инфекции *
Правовое регулирование в области профилактики ВИЧ-инфекции
осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, Основами
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от
22 июля 1993 года N 5487-I, Федеральным законом от 30 марта 1995
года
N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации
заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции)", Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ
"О наркотических средствах и психотропных веществах", Федеральным
законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", иными нормативными правовыми актами
Российской
Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 3. Субъекты городской системы профилактики ВИЧ-инфекции *
1. Городскую систему профилактики ВИЧ-инфекции составляют:
уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере
здравоохранения, городское специализированное учреждение в области
профилактики ВИЧ-инфекции и иные организации, осуществляющие работу
по
профилактике ВИЧ-инфекции в городе Москве.
2. Правительство Москвы наделяет уполномоченный орган
исполнительной
власти города Москвы в сфере здравоохранения полномочиями по
управлению
системой профилактики ВИЧ-инфекции в городе Москве.
Статья 4. Уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы
в сфере здравоохранения *
1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в
сфере
здравоохранения:
1) осуществляет общий контроль и руководство в области
профилактики
ВИЧ-инфекции в городе Москве в рамках федеральной и городской
целевых
программ;
2) определяет специализированное учреждение в области
профилактики
ВИЧ-инфекции;
3) участвует в организации разработки и реализации учебных
программ
по подготовке и переподготовке кадров по профилактике ВИЧ-инфекции;
4) обеспечивает формирование и размещение государственного
заказа
города Москвы, направленного на пропаганду здорового образа жизни и
профилактику ВИЧ-инфекции.
2. Органы государственной власти города Москвы, государственные
учреждения и иные организации, ставящие перед собой среди прочих
задачи
по профилактике ВИЧ-инфекции, согласовывают порядок их выполнения с
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере
здравоохранения.
Статья 5. Городское специализированное учреждение в области
профилактики ВИЧ-инфекции *
1. Городское специализированное учреждение в области
профилактики
ВИЧ-инфекции является лечебно-профилактическим учреждением особого
типа
городской системы профилактики ВИЧ-инфекции и определяется
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере
здравоохранения.
2. Городское специализированное учреждение в области
профилактики
ВИЧ-инфекции наделено следующими полномочиями:
1) организационно-методическое руководство деятельностью
организаций
городской системы здравоохранения по оказанию консультативной,
лечебно-диагностической и профилактической специализированной
медицинской помощи населению по вопросам ВИЧ-инфекции;
2) координация работы и осуществление экспертного контроля
деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи
ВИЧ-инфицированным, проводимой лечебно-профилактическими
организациями,
подведомственными уполномоченному органу исполнительной власти
города
Москвы в сфере здравоохранения;
3) проведение клинико-лабораторной экспертизы в целях
подтверждения
либо исключения полученного при скрининговом исследовании
положительного
результата наличия антител к ВИЧ и проведение иных диагностических
исследований;
4) внедрение новых технологий диагностики ВИЧ-инфекции,
организация
и проведение соответствующих клинических испытаний в порядке,
установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми
актами города Москвы;
5) организация и оказание необходимых видов медицинской,
социально-психологической и паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным и
лицам, живущим с ВИЧ-инфицированными, беременным женщинам и детям,
родившимся от ВИЧ-инфицированных матерей, а также превентивной
профилактики социального сиротства и оказание помощи приемным семьям
с
ВИЧ-инфицированными детьми;
6) проведение информационно-просветительской работы по
формированию
социально безопасной модели поведения с привлечением необходимых
служб и
организаций уполномоченного органа исполнительной власти города
Москвы в
сфере здравоохранения;
7) осуществление иных полномочий, определенных федеральным
законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 6. Участие негосударственных некоммерческих организаций
в
осуществлении мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции *
1. Негосударственные некоммерческие организации, основными
задачами
которых является деятельность по профилактике ВИЧ-инфекции, в целях
упрощения координации действий по профилактике ВИЧ-инфекции могут
добровольно предоставлять информацию о своей деятельности в
городское
специализированное учреждение в области профилактики ВИЧ-инфекции.
2. Негосударственные некоммерческие организации, проводящие
профилактику ВИЧ-инфекции на территории города Москвы, не вправе
использовать средства бюджета города Москвы на реализацию иных
программ
профилактики ВИЧ-инфекции, не утвержденных в порядке, установленном
Правительством города Москвы.
Статья 7. Финансовое обеспечение мероприятий по профилактике
ВИЧ-инфекции *
1. Финансирование городских целевых программ, а также
деятельности
организаций по профилактике ВИЧ-инфекции, лечению и социальной
защите
ВИЧ-инфицированных может осуществляться за счет:
1) средств бюджета города Москвы;
2) средств бюджета Российской Федерации, предоставляемых в целях
реализации федеральных целевых программ;
3) добровольных взносов организаций независимо от их
организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности,
благотворительных обществ, российских и иностранных граждан,
религиозных
конфессий;
4) иных источников финансирования, не запрещенных федеральным
законодательством и законами города Москвы.
2. Предоставление бесплатной медицинской помощи
ВИЧ-инфици-рованным
гражданам Российской Федерации осуществляется в соответствии с
федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города
Москвы.
3. Обеспечение бесплатными антиретровирусными препаратами для
лечения ВИЧ-инфицированных в организациях городской системы
здравоохранения, находящихся в ведении уполномоченного органа
исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения,
осуществляется в порядке, определенном федеральным законодательством
и
нормативными правовыми актами города Москвы.
Глава 2. Информационное обеспечение мероприятий по профилактике
ВИЧ-инфекции *
Статья 8. Информирование населения о вопросах, связанных с
профилактикой ВИЧ-инфекции, и организация пропаганды здорового
образа
жизни *
1. Информирование населения по профилактике ВИЧ-инфекции
проводится
в рамках реализации федеральной и городской целевых программ.
Размещение
заказов на производство и распространение социальной рекламы
осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и
нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Информационные материалы по профилактике ВИЧ-инфекции,
разработанные и созданные за счет и с участием средств городского
бюджета, не должны:
1) вводить в заблуждение относительно гарантии защиты от
ВИЧ-ин-фекции при использовании механических средств контрацепции;
2) содержать примеры рискованного сексуального поведения;
3) пропагандировать преимущества иных программ профилактики
ВИЧ-инфекции.
3. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в
сфере
здравоохранения во взаимодействии с отраслевыми органами
исполнительной
власти города Москвы организует работу по размещению информационных
материалов по профилактике ВИЧ-инфекции и пропаганде здорового
образа
жизни в рамках проведения рекламно-информационных кампаний по
размещению
социальной рекламы.
Статья 9. Профилактика ВИЧ-инфекции в городских средствах
массовой
информации *
Городские средства массовой информации в порядке, установленном
федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города
Москвы, размещают в качестве социальной рекламы информационные
материалы
о здоровом образе жизни и профилактике ВИЧ-инфекции, согласованные с
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере
здравоохранения, в пределах не менее 35 процентов от установленного
федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города
Москвы объема распространяемой ими социальной рекламы.
Статья 10. Профилактика ВИЧ-инфекции в непериодических печатных
изданиях *
Профилактика ВИЧ-инфекции в непериодических печатных изданиях
осуществляется путем выпуска и распространения книг, брошюр,
буклетов и
иных непериодических печатных изданий, содержащих информацию о
вопросах
профилактики ВИЧ-инфекции.
Статья 11. Организация работ по информированию о мероприятиях,
направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и пропаганду здорового
образа
жизни, с использованием рекламных конструкций *
Профилактика ВИЧ-инфекции с использованием наружной рекламы,
информации и оформления города Москвы осуществляется уполномоченным
органом исполнительной власти города Москвы в сфере рекламы на
объектах
сети наружной рекламы и информации, находящихся в государственной
собственности города Москвы.
Статья 12. Работа бесплатной специализированной
социально-информационной службы *
1. В целях предоставления населению информации и консультаций на
индивидуальной анонимной основе по вопросам профилактики
ВИЧ-инфекции в
городе Москве уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы в
сфере здравоохранения и городское специализированное учреждение в
области профилактики ВИЧ-инфекции организуют работу круглосуточной
бесплатной специализированной социально-информацион-ной службы.
2. Социально-информационная служба оказывает информационную и
правовую помощь населению путем предоставления справочной информации
о
специализированных сервисных службах, службах диагностики и лечения
инфекций, передаваемых половым путем, службах психологической помощи
и
по иным связанным вопросам.
3. Работа социально-информационной службы ведется с
использованием
средств телефонной связи и по информационным сетям, включая
Интернет.
4. В рамках работы бесплатной специализированной
социально-информационной службы не может предоставляться информация
коммерческого характера.
Статья 13. Работа по профилактике ВИЧ-инфекции в образовательных
учреждениях города Москвы *
1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в
сфере
образования, государственные образовательные учреждения города
Москвы,
реализующие общеобразовательные программы, обеспечивают реализацию
программ и методик, направленных на формирование у учащихся
социально
безопасной модели поведения.
2. Московский региональный компонент государственного
образовательного стандарта содержит информационные блок-модули по
проведению междисциплинарных специальных уроков, посвященных
профилактике ВИЧ-инфекции.
3. Регламент проведения междисциплинарных специальных уроков,
посвященных профилактике ВИЧ-инфекции, разрабатывается
уполномоченным
органом исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения,
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере
образования и городским специализированным учреждением в области
профилактики ВИЧ-инфекции. Для создания методики могут привлекаться
научные и учебные учреждения. Содержание образовательных программ
должно
быть соотнесено с возрастом обучающихся и направлено на укрепление
института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных
традиций
семейных отношений, пропаганду здорового образа жизни, в том числе
исключение рискованного сексуального поведения, а также на развитие
толерантности в отношении ВИЧ-инфицированных лиц.
4. Занятия по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в
образовательной
среде не могут проводить лица, не имеющие высшего специального
образования соответствующего профиля и квалификации.
Глава 3. Специализированная медицинская помощь
ВИЧ-инфицированным *
Статья 14. Организация специализированной медицинской помощи
ВИЧ-инфицированным в городе Москве *
1. Специализированная медицинская помощь ВИЧ-инфицированным в
городе
Москве оказывается городским специализированным учреждением в
области
профилактики ВИЧ-инфекции и лечебно-профилактическими учреждениями
по
профилю сопутствующего заболевания в порядке, установленном
федеральным
законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Специализированная медицинская помощь ВИЧ-инфицированным
включает
в себя консультативно-диагностическую, лечебную, психологическую,
профилактическую, паллиативную, реабилитационную помощь в
амбулаторных и
стационарных условиях.
3. В организациях системы здравоохранения города Москвы
медицинское
освидетельствование на ВИЧ-инфекцию и медицинская помощь
ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации осуществляются
бесплатно, за исключением случаев, предусмотренных федеральным
законодательством.
Глава 4. Меры социальной поддержки лиц, подвергшихся риску
заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих
служебных обязанностей *
Статья 15. Трудовые гарантии
1. Работникам организаций городской системы здравоохранения,
обеспечивающим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также
лицам,
работа которых связана с материалами, содержащими вирус
иммунодефицита
человека, выплачиваются надбавки к должностным окладам за работу в
опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда за счет средств
бюджета города Москвы.
2. Размер надбавок к должностным окладам за работу в опасных для
здоровья и особо тяжелых условиях труда работникам здравоохранения
города Москвы и порядок их предоставления определяются
Правительством
Москвы.
3. Работникам, указанным в части 1 настоящей статьи, получившим
повреждения кожных покровов при исполнении профессиональных
обязанностей, гарантируется проведение в экстренном порядке
бесплатной
антиретровирусной терапии в качестве профилактики профессионального
заражения ВИЧ-инфекцией.
4. В случае выявления ВИЧ-инфекции у работников, указанных в
части 1
настоящей статьи, администрация лечебно-профилактической организации
обязана предоставить им работу по специальности, исключающую
возможность
дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции.
*Глава 5. Заключительные положения *
* Статья 16. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Несоблюдение требований настоящего Закона влечет дисциплинарную,
административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в
соответствии с федеральным законодательством.
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его
официального
опубликования.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Москва, Московская городская Дума
26 мая 2010 года
N 21
|