Правительство Москвы
Постановление Правительства Москвы от 22 июня 2010 г. N 522-ПП "О Концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве"
В целях эффективной реализации государственной политики в
сфере межэтнических отношений, совершенствования комплексного и
системного подхода к регулированию этносоциальных процессов в го-
роде Москве как столице Российской Федерации и в соответствии с
постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2009 г. N 945-ПП
"О дополнительных мерах по профилактике ксенофобии этнополитичес-
кого экстремизма в молодежной среде города Москвы" Правительство
Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию реализации государственной политики в
сфере межэтнических отношений в городе Москве (далее - Концепция)
согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Комитету межрегиональных связей и национальной политики
города Москвы в соответствии с Концепцией разработать и предста-
вить в IV квартале 2010 г. на утверждение Правительства Москвы
комплексные мероприятия по реализации государственной политики в
сфере межэтнических отношений на 2011 год (далее - Мероприятия).
3. Органам исполнительной власти города Москвы, участвующим в
реализации Концепции, до 1 августа 2010 г. представить в Комитет
межрегиональных связей и национальной политики города Москвы конк-
ретные предложения по реализации государственной политики в сфере
межэтнических отношений в городе Москве по соответствующим направ-
лениям деятельности с учетом положений Концепции для формирования
Мероприятий (п.2).
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам меж-
регионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакова С.Л.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 22 июня 2010 г. N 522-ПП
Концепция реализации государственной политики
в сфере межэтнических отношений в городе Москве
Москва
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения....................................3
2. Специфика и роль города Москвы
как политического центра
Российской Федерации ..............................4
3. Этносоциальные процессы и их
регулирование......................................6
4. Принципы реализации
государственной политики
в сфере межэтнических
отношений в городе Москве..........................9
5. Цели и задачи реализации
государственной политики
в сфере межэтнических
отношений в городе Москве .........................11
6. Механизмы реализации Концепции.....................15
1. Общие положения
Реализация государственной политики в сфере межэтнических от-
ношений в городе Москве - системная деятельность по осуществлению
нормативно-правовых и организационных мер, учитывающих конституци-
онные права граждан на свободу этнической самоидентификации в про-
цессе регулирования социальных отношений, направленная на сплоче-
ние городского сообщества на основе гражданственности, культурных
и нравственных ценностей российского общества.
При этом учитывается роль города Москвы как политического,
экономического и культурного центра многонационального федератив-
ного государства Российской Федерации, его особое консолидирующее
значение для укрепления единства и солидарности многонационального
народа Российской Федерации как единой гражданской российской на-
ции.
Концепция направлена на поддержание и развитие исторически
сложившихся традиций внутригородской жизни, решение общенациональ-
ных задач государства, развитие гражданской идентичности и обеспе-
чение прав граждан на удовлетворение их этнокультурных, языковых и
религиозных запросов.
Государственная политика в сфере межэтнических отношений в
городе Москве осуществляется, прежде всего, посредством обеспече-
ния прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конститу-
цией Российской Федерации, соблюдения принципов свободы совести и
равенства религиозных объединений перед законом, а также диалога и
сотрудничества между государственными органами власти, муниципаль-
ными образованиями города Москвы и институтами гражданского об-
щества.
Правовую основу реализации государственной политики в сфере
межэтнических отношений в городе Москве составляют Конституция
Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации,
федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные зако-
нодательные акты Российской Федерации, а также Устав и законы го-
рода Москвы, нормативные правовые акты органов исполнительной
власти Российской Федерации и города Москвы, настоящая Концепция.
Государственная политика в сфере межэтнических отношений в
городе Москве направлена на защиту интересов городского сообщест-
ва, обеспечение прав и свобод жителей города Москвы и временно на-
ходящихся на ее территории иностранных граждан, а также лиц без
гражданства.
Субъектом права в указанной сфере выступает как личность или
группа граждан (физических лиц), реализующих свое конституционное
право на свободу этнической самоидентификации, так и общественные
объединения, в том числе ассоциированные по этническому принципу.
При этом права групп граждан (физических лиц) исчерпываются инди-
видуальными правами ее членов.
Концепция основана на гуманистических ценностях справедливос-
ти, свободы, человеческого достоинства, взаимопонимания, а также
на ценностях российского патриотизма и интернационализма.
Концепция учитывает взаимосвязанность этнокультурных, демог-
рафических, миграционных и экономических процессов, их влияние на
сферу межэтнических отношений и предусматривает согласованность
усилий органов исполнительной власти города Москвы, межотраслевую
и межведомственную координацию деятельности по поддержанию соци-
альной стабильности в сфере межэтнических отношений в городе Моск-
ве.
Концепция определяет стратегию интеграции городского сооб-
щества как наиболее эффективную в условиях столичного мегаполиса и
является основой для создания целостной системы нормативно-право-
вых, социально-экономических, политических, государственно-управ-
ленческих мер по регулированию этносоциальных процессов в городе
Москве.
Настоящая Концепция представляет собой изложение принципиаль-
ных подходов и положений по реализации государственной политики в
сфере межэтнических отношений с учетом реалий общественной жизни
города Москвы и призвана стать ориентиром для органов исполнитель-
ной власти города Москвы, органов местного самоуправления, трудо-
вых коллективов, учебных заведений, общественных объединений при
принятии решений, влияющих на межэтнические отношения.
2. Специфика и роль города Москвы как политического центра
Российской Федерации
Москва, одновременно являясь субъектом Российской Федерации,
городом-мегаполисом и столицей России, а также историческим цент-
ром русской и российской государственности, представляет собой
уникальную агломерацию. Совокупность этих качеств определяет ха-
рактерные именно для Москвы функции:
- города, в котором необходимо обеспечить реализацию совре-
менных общественно-политических, гражданских и досуговых интересов
городского сообщества, а также обеспечение фундаментальных прав на
свободу самовыражения, социальную защиту, образование и труд;
- субъекта Российской Федерации как средоточия значительной
части экономического и финансового потенциала страны;
- научного, образовательного центра;
- культурно-исторического центра;
- общероссийского финансового центра;
- наиболее инвестиционно привлекательного региона;
- передового в социальном, культурном и инновационном плане
города-мегаполиса постиндустриального типа;
- центра промышленности и инновационной модернизации экономи-
ки;
- центра туризма;
- региона, привлекательного с точки зрения миграции;
- информационного, медийного центра Российской Федерации.
Москва как столица Российской Федерации призвана олицетворять
современный и перспективный облик страны, выполнять ряд столичных
функций, под которыми понимается совокупность мер по обеспечению
соответствующих условий размещения и функционирования федеральных
органов власти, по выполнению представительских задач общероссийс-
кого и международного уровней, а также по реализации связанных с
этим обязательств.
Москва как субъект Российской Федерации в последнее десятиле-
тие ХХ века сыграла значительную роль в сохранении государствен-
но-политического и национального единства страны, восстановлении
общественно-политических связей между народами и республиками быв-
шего СССР, развитии интеграционных процессов на постсоветском
пространстве.
В связи с этим миссия города Москвы как политического центра
многонационального федеративного государства определяется его кон-
солидирующей ролью в деле укрепления единства многонационального
народа Российской Федерации, обеспечения этнополитической стабиль-
ности, утверждения и развития принципов ответственной гражданс-
твенности и межэтнического согласия.
Это обусловливает необходимость дальнейшего развития московс-
кого социума как сообщества социально ответственных горожан высо-
кого культурного и морального уровня. Важнейшим условием поступа-
тельного движения в этом направлении является утверждение атмосфе-
ры уважения достоинства человеческой личности, различных полити-
ческих убеждений, культурных и религиозных традиций горожан.
3. Этносоциальные процессы и их регулирование
Первая Всероссийская перепись населения, проведенная 28 янва-
ря 1897 г., зафиксировала в городе Москве и ее пригородах 1 млн.
426 тыс. человек. Рост численности москвичей во многом происходил
за счет миграционного притока. Материалы переписи 1912 года пока-
зали, что около 85% жителей родились вне города Москвы. Согласно
данным переписи населения 2002 года в городе Москве проживают
представители более 160 национальностей. Общее количество прожива-
ющих составляет 10,4 млн. человек. Население города Москвы за XX
век выросло в 10 раз, а площадь городской территории с 60-х годов
увеличилась лишь на 10%. Жители города Москвы, относящие себя к
русской национальности составляют 84,7% Не менее трети жителей го-
рода Москвы рождены от браков, в которых муж и жена относят себя к
разным национальностям. В течение многих поколений сформировалась
интегрированная общность на основе урбанистической и русскоязычной
культуры - "москвичи".
Под влиянием массовых и быстрых миграционных потоков, начав-
шихся в 90-е годы, произошли существенные изменения в этническом и
социальном составе города Москвы. Во многом именно чрезвычайно вы-
сокие темпы прироста в короткие отрезки времени отдельных катего-
рий мигрантов способствовали распространению ксенофобии и мигран-
тофобии, которые отразились на негативном восприятии представите-
лей соответствующих этнических групп постоянным населением Москвы.
Однако непосредственно этнический фактор, как таковой, не имеет
определяющего влияния на состояние социальной стабильности городс-
кого сообщества, а придает иное звучание социальным проблемам.
Среди приезжих выделяются временные трудовые мигранты, наце-
ленные, прежде всего, на заработки, и те, которые ориентированы
на постоянное жительство в Москве. Данные категории практикуют
разные стратегии адаптации к жизни в столичном мегаполисе. Боль-
шинство участников современных миграционных потоков привыкли ори-
ентироваться на традиционную жесткую систему правил и норм, а в
силу естественного стремления к объединению по признакам этничес-
кой принадлежности предпочитают компактное проживание. В свою оче-
редь, специфика современной московской культуры не воспринимается
ими как устойчивая и определенная культурная целостность. В ре-
зультате внутри городского сообщества наметились тенденции к вос-
созданию привычной этнокультурной среды, определенной субкультуры,
которая затем может воспроизводиться в следующем поколении и яв-
ляться основой для разрастания барьеров во взаимопонимании.
Несмотря на то, что этнические и миграционные процессы предс-
тавляют собой, по сути, два разных феномена, в сознании москвичей
они предстают в виде единого целого, а призывы борьбы с нелегаль-
ной миграцией зачастую имеют именно межэтнический контекст. Однако
подавляющая часть жителей Москвы русской национальности не имеет
националистических убеждений, а возросшая в последнее время значи-
мость своей этнической принадлежности является реакцией на резкое
изменение привычного этнокультурного фона городской среды, опасе-
нием утраты культурных границ и понижения статуса. Кроме того,
особенность негативных установок у части городского сообщества не
в тотальном отвержении других народов, а в избирательном негатив-
ном отношении к определенным этническим группам, что свидетельст-
вует не о низкой толерантности вообще, а о негативном образе от-
дельных национальностей, в основном, сформированном информационной
средой.
Подавляющая часть москвичей в той или иной мере отрицательно
относятся к радикальным националистическим объединениям. Вместе с
тем негативные тенденции в общественном сознании могут получить
развитие в связи с продолжающимся процессом социального расслое-
ния, пробелами миграционной политики, а также использованием этно-
политического фактора экстремистскими и безответственными полити-
ческими силами. Ультраправые группы активно используют тактики эс-
калации напряженности, в том числе с использованием средств массо-
вой коммуникации, развивая сетевые структуры, в том числе в сети
Интернет. Показательным примером воздействия информационной среды
на массовое сознание является то, что большинство москвичей, при-
нимавших участие в социологических опросах, считают, что межэтни-
ческие отношения в городе Москве в той или иной мере напряженные.
Но лишь малая часть из них непосредственно сталкивались с ситуаци-
ями, которые были охарактеризованы ими как противоречия на почве
межэтнических отношений.
В свою очередь, представители этнических групп, проживающие в
городе Москве, сильно дифференцированы не только социально, но и
по степени выраженности этнической идентичности. Для одних, осо-
бенно для проживающих в Москве более 15 лет, традиционные этно-
культурные границы реально стираются, а этническая принадлежность
носит довольно условный характер. Для других, этническая принад-
лежность по-прежнему имеет важное значение в их жизни и служит ус-
ловием в выборе ближайшего окружения, причастности к межэтническим
конфликтам, произошедшим на исторической родине. В этой связи ут-
верждать о единых интересах какой-либо этнической группы в масшта-
бах города Москвы оснований нет.
В настоящее время для большинства граждан одно из определяю-
щих значений в самоидентификации имеет религия. Называя себя пра-
вославными, мусульманами, буддистами, подавляющее большинство
москвичей лишь фиксируют принадлежность к определенной этнокуль-
турной среде, при этом зачастую оставаясь носителями светского ми-
ровоззрения, воспринимая религию в качестве одного из основных
элементов культуры соответствующего народа и средством укрепления
этнического самосознания.
С другой стороны, существует значительное количество граждан,
имеющих собственно религиозное мировоззрение и соответствующую
шкалу ценностных ориентиров, которые в условиях современных про-
цессов глобализации выполняют различные функции - от психологичес-
ки-оборонительной до агрессивно наступательной. В свою очередь,
внешние и внутренние деструктивные силы эксплуатируют социальное
недовольство и используют религиозный фактор для политической и
этнополитической мобилизации людей. В этом случае можно предполо-
жить, что в условиях обострения межэтнических отношений религиоз-
ный фактор может оказать негативное влияние на развитие ситуации.
С конца 90-х гг. комплекс задач по реализации государственной
национальной политики, в том числе по профилактике ксенофобии, на-
циональной и религиозной нетерпимости, в основном, решается пос-
редством реализации городских целевых программ.
Мировоззренческая основа каждой из программ, несмотря на пре-
емственность, имела свои особенности, обусловленные доминирующими
на момент их разработки теоретико-методологическими подходами.
Несмотря на их соответствие политическим реалиям текущего момента,
именно определенные отличия в методологии затруднили формирование
единого стратегического видения решения вопросов указанной сферы в
органах исполнительной власти города Москвы.
Вместе с тем эффективность реализации государственной полити-
ки в сфере межэтнических отношений в городе Москве во многом зави-
сит от наличия адекватной теоретико-методологической основы и ин-
тегрирующего мировоззрения, способствующего эффективному утвержде-
нию в городском сообществе общеразделяемых ориентиров, принципов и
приоритетов.
4. Принципы реализации государственной политики в сфере ме-
жэтнических отношений в городе Москве
Реализация государственной политики в сфере межэтнических от-
ношений в городе Москве направлена на активизацию и мобилизацию
человеческого, интеллектуального потенциала городского сообщества
в целях безопасного и поступательного развития города Москвы, соб-
людение и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации
прав и свобод человека и гражданина.
Концепция учитывает принципы, заложенные в Основных направле-
ниях стратегии развития города Москвы на период до 2025 года,
одобренных постановлением Правительства Москвы от 26 июня 2007 г.
N 513-ПП "О стратегии развития города Москвы на период до 2025 го-
да". Ее генеральная цель - последовательное повышение качества и
безопасности жизни москвичей на основе устойчивого социально-эко-
номического развития города, передовых методов городского управле-
ния, использования современного прогрессивного международного опы-
та посредством роста благосостояния населения, а также создания
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело-
века, самореализацию и экономическую независимость человека, ук-
репление семьи, нравственности и социальных принципов, развитие
гражданского общества и его институтов.
В городе Москве социальные принципы являются базовыми в реа-
лизации государственной политики в сфере межэтнических отношений в
городе Москве и заключаются в:
- равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от
расы, этнической принадлежности, отношения к религии;
- обеспечении соответствия законов и иных правовых актов в
области реализации государственной политики в сфере межэтнических
отношений реалиям социально-экономического развития;
- запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам
социальной, расовой, этнической, языковой или религиозной принад-
лежности;
- непримиримости к проявлениям шовинизма, агрессивного нацио-
нализма и расизма;
- пресечении деятельности, направленной на возбуждение этно-
социальной, расовой, национальной и религиозной розни, на подрыв
основ безопасности государства;
- развитии интегрирующей роли русского языка в укреплении
единства соционормативного пространства городского сообщества;
- совместимости и взаимодополняемости гражданской и этничес-
кой составляющих в идентичности гражданина;
- утверждении стратегии интеграции в качестве базовой в реа-
лизации государственной политики в сфере межэтнических отношений в
городе Москве;
- сохранении исторического и культурного наследия города
Москвы, исторически сложившихся традиций городского сообщества,
основанных на русском культурном базисе с обеспечением условий для
удовлетворения этнокультурных запросов жителей Москвы, относящим
себя к различным национальностям;
- содействии интеграции в городское сообщество иммигрантов,
добровольно переселяющихся на постоянное место жительства в город
Москву;
- воспитании молодежи в духе российского патриотизма и интер-
национализма;
- раннем предупреждении, профилактике и мирном разрешении
противоречий и конфликтов на этнической, расовой или религиозной
почве;
- утверждении принципов взаимопонимания в вопросах межрелиги-
озного диалога.
Концепция утверждает, что права человека должны согласовы-
ваться с другими общечеловеческими ценностями и сочетаться с опре-
деленными обязанностями. Концепция ориентирует на то, что граж-
данская солидарность городского сообщества основывается не только
на признании и защите гуманистических ценностей, но и на противо-
действии деструктивным явлениям общественного развития, в том чис-
ле межэтнической и межрелигиозной ненависти и вражде, радикальному
национализму, ставящим интересы какой-либо этнической группы выше
гуманности и справедливости.
5. Цели и задачи реализации государственной политики в сфере
межэтнических отношений в городе Москве
Основной целью Концепции является определение приоритетов,
задач и основных направлений реализации государственной политики в
сфере межэтнических отношений в городе Москве.
Стратегическими целями являются:
- формирование единства и гражданской солидарности городского
сообщества на основе российской гражданственности, патриотизма и
интернационализма, духовных и нравственных ценностей российского
общества, непримиримости к проявлениям расизма, ксенофобии и экс-
тремизма на этнической и религиозной почве;
- создание условий по удовлетворению этнокультурных запросов
жителей города Москвы;
- обеспечение прав граждан на свободу совести и вероисповеда-
ния.
Указанные цели могут быть достигнуты в условиях упрочения об-
щероссийской гражданской общности, утверждения принципов гражданс-
твенности на основе прав и свобод, уважения достоинства человечес-
кой личности, различных политических убеждений, национальных,
культурных и религиозных традиций жителей Москвы. Эффективность
достижения стратегических целей и задач Концепции связана с нали-
чием единого концептуального подхода при принятии управленческих
решений на всех уровнях исполнительной власти города Москвы.
Основными задачами реализации государственной политики в сфе-
ре межэтнических отношений в городе Москве являются:
5.1. В области нормативно-правового регулирования и взаимо-
действия с правоохранительными органами:
- создание целостной системы регулирования этносоциальных
процессов в мегаполисе;
- обеспечение правовых условий и организационных мер для фор-
мирования и укрепления единства городского сообщества, а также для
удовлетворения этнокультурных запросов жителей города Москвы;
- установление правовых и организационных основ гарантирован-
ного обеспечения жителей города Москвы и временно пребывающих в
столицу граждан социально безопасными условиями жизнедеятельности;
- совершенствование структуры органов исполнительной власти
города Москвы и кадровой политики в целях более эффективной реали-
зации государственной политики в сфере межэтнических отношений;
- создание на уровне административных округов города Москвы
условий, способствующих эффективной работе с прибывающими на пос-
тоянное и временное проживание в Москву гражданами в части их
адаптации к этическим и культурно-нравственным нормам, принятым в
городе Москве;
- совершенствование правовой системы и правоохранительной де-
ятельности по выявлению, профилактике и нейтрализации негативных
тенденций и угроз в сфере межэтнических отношений;
- недопущение политизации межэтнических отношений, дискрими-
нации граждан по этническим, расовым, религиозным и иным призна-
кам;
- выработка единой юридической терминологии в сфере межэтни-
ческих отношений;
- выработка и реализация мер раннего предупреждения этнополи-
тической и межрелигиозной напряженности и связанных с ней проявле-
ний экстремизма.
5.2. В области молодежной политики и образования:
- объединение усилий органов исполнительной власти города
Москвы и институтов гражданского общества, в том числе объединений
молодежи, направленных на утверждение в общественном сознании жи-
телей Москвы общечеловеческих ценностей, традиций солидарности и
межнационального согласия;
- разработка и внедрение механизмов работы с молодежью, нап-
равленных на противодействие идеям агрессивного национализма, а
также способствующих усвоению позитивных ценностей и мировоззрен-
ческой ориентации;
- интернациональное и патриотическое воспитание молодежи;
- приведение содержания и направлений этнокультурного образо-
вания в городской государственной системе образования в соответс-
твие с реалиями социальной и этноконтактной ситуации в столице, а
также необходимостью укрепления единства московского социума через
развитие межэтнической интеграции на основе русского языка, духов-
ных и нравственных принципов российского общества, общероссийской
идентичности;
- интеграция в московскую систему образования и московский
социум молодежи всех национальностей, детей мигрантов, не владею-
щих или плохо владеющих русским языком, путем обучения их русскому
языку, передачи знаний о российской культуре, основах государс-
твенного устройства, российской истории и принятым в городе Москве
нормам поведения;
- повышение политико-правовой культуры жителей города Москвы
в области межэтнических отношений, формирование нетерпимого отно-
шения к проявлениям ксенофобии, экстремизма и бытового национализ-
ма во всех их формах и проявлениях;
- формирование и распространение идей российского интернацио-
нализма, духовной и культурной общности российского народа, рос-
сийского патриотизма, межэтнического согласия;
- содействие широкому распространению знаний о городе Москве,
об истории и культуре народов России, ближнего и дальнего зару-
бежья;
- повышение образовательного уровня и уровня специальных зна-
ний государственных служащих городских органов управления в облас-
ти межэтнических отношений.
5.3. В области реализации миграционной политики:
- учет влияния миграционного фактора на состояние межэтничес-
ких отношений в городе Москве, снижение рисков возникновения конф-
ликтов на почве этнической, расовой и религиозной неприязни;
- содействие повышению согласованности деятельности органов
исполнительной власти города Москвы в процессе реализации госу-
дарственной миграционной политики;
- содействие обеспечению легальной трудовой деятельности
иностранных работников, сокращению нелегальной трудовой миграции и
теневого рынка труда, соблюдению трудовых и социальных прав иност-
ранных работников;
- обеспечение права приоритетного трудоустройства российских
граждан, постепенное снижение зависимости экономики города от
иностранных работников, оптимизация объемов иностранной рабочей
силы;
- защита регионального рынка труда от избыточного неконтроли-
руемого притока иностранной рабочей силы и депмпинга заработной
платы;
- развитие кадрового потенциала, адекватного рынкам произ-
водства и внедрения инновационных продуктов (массовая подготовка
трудовых ресурсов, мотивированных для работы в инновационных сек-
торах);
- создание благоприятных условий для адаптации трудовых миг-
рантов к ценностям принимающего сообщества и интеграции мигрантов,
переселяющихся на постоянное место жительства в город Москву;
- развитие сотрудничества в области разработки и проведения
миграционной политики органов власти города Москвы и институтов
гражданского общества на основе современных технологий межсектор-
ного взаимодействия.
5.4. В культурной и информационной областях:
- воспитание уважения к истории, культуре и языкам народов
России, к мировым культурным ценностям, сочетание возможности сох-
ранения исторического наследия и этнокультурного аспекта в лич-
ностной самоидентификации;
- обеспечение условий для сохранения и развития национальных
культур и нематериального культурного наследия;
- формирование и развитие общемосковского информационного
пространства, способствующего утверждению идей духовной и культур-
ной общности российского народа, патриотизма, межнационального
согласия, профилактике экстремизма на этнической и религиозной
почве, любых форм дискриминации;
- актуализация позитивных морально-нравственных традиций рос-
сийского общества, развитие ценностей, семьи, материнства, отцовс-
тва, связи поколений.
5.5. В области взаимодействия с институтами гражданского об-
щества:
- совершенствование технологий социального партнерства как
механизма публичной политики;
- создание дополнительных возможностей для реализации граж-
данских инициатив, направленных на достижение целей Концепции;
- развитие институтов общественной экспертизы и общественного
контроля;
- расширение участия институтов гражданского общества в реа-
лизации комплексных городских и муниципальных программ;
- расширение возможностей участия общественных организаций в
разработке городских целевых программ по реализации государствен-
ной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве и
оценке ее результативности;
- разработка системы моральных и материальных стимулов для
общественных организаций и предпринимателей, активно участвующих в
реализации государственной политики в сфере межэтнических отноше-
ний в городе Москве.
6. Механизмы реализации Концепции
Практическая реализация положений Концепции предусматривает
создание системы управления, учитывающей проявления этнического
фактора в различных областях жизни городского сообщества и предус-
матривающей его оптимизацию посредством управленческих решений ад-
министративных структур, в ведении которых находится соответствую-
щая сфера жизнедеятельности мегаполиса.
Координацию деятельности органов исполнительной власти города
Москвы, анализ степени влияния этнического фактора в той или иной
сфере, выработку рекомендаций по его оптимизации осуществляет Ко-
митет межрегиональных связей и национальной политики города Моск-
вы.
Эффективная реализация государственной политики в сфере ме-
жэтнических отношений в городе Москве во многом обусловлена ка-
чественной кадровой политикой, что предусматривает:
- обеспечение замещения должностей государственной гражданс-
кой службы в областях, соприкасающихся с этническим фактором, ква-
лифицированными специалистами;
- совершенствование структур органов исполнительной власти
города Москвы, в компетенции которых находятся вопросы реализации
государственной национальной политики, в целях ее более эффектив-
ного осуществления;
- оптимизация механизмов управления в области реализации го-
сударственной политики в сфере межэтнических отношений в городе
Москве посредством межведомственной координации, консолидации
средств, предусмотренных в социальной, культурной и образователь-
ной сферах на эти цели;
- разработка эффективных форм взаимодействия между государс-
твенными органами власти всех уровней, органами местного самоуп-
равления, а также институтами гражданского общества;
- осуществление финансового обеспечения реализации государс-
твенной политики в сфере межэтнических отношений за счет предус-
матриваемых ежегодно средств бюджета города Москвы, а также за
счет внебюджетных источников финансирования;
- ведение аналитического мониторинга, научное прогнозирование
этносоциальных процессов, в том числе в разрезе административных
округов города Москвы в целях разработки социально ориентированных
проектов, направленных на оптимизацию межэтнических отношений,
миграционных потоков, интеграцию мигрантов в московский социум,
воспитание культуры межнационального общения, поддержание в Москве
мира и гражданского согласия.
Разработка конкретных городских целевых программ и мероприя-
тий по реализации государственной политики в сфере межэтнических
отношений должна быть ориентирована на приоритетные направления,
изложенные в Концепции, с учетом предложений отраслевых и террито-
риальных органов исполнительной власти города Москвы, институтов
гражданского общества и экспертных оценок.
Реализация государственной национальной политики в городе
Москве осуществляется по следующим направлениям:
6.1. Нормативно-правовое обеспечение:
- принятие и совершенствование правовых актов, направленных
на поддержание стабильности, противодействие экстремизму и предуп-
реждение конфликтов на почве этнической и религиозной неприязни;
- разработка современной системы понятий и терминов, связан-
ных с этнокультурной тематикой;
- создание правовых механизмов профилактики дискриминации на
расовой, конфессиональной и этнической почве;
- разработка и реализация городских целевых программ, направ-
ленных на достижение целей Концепции;
- включение вопросов профилактики ксенофобии и дискриминации,
обеспечения прав граждан на этнокультурное развитие в проекты сог-
лашений между субъектами Российской Федерации о торгово-экономи-
ческом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
6.2. Молодежная политика:
- разработка и реализация (с привлечением органов местного
самоуправления) программ, направленных на коррекцию установок де-
тей и подростков в области межэтнических отношений и утверждение
платформы этнокультурного многообразия в гражданском единстве;
- разработка и внедрение механизмов работы с молодежью, нап-
равленных на преодоление распространения шовинистических и ксено-
фобских идей, а также способствующих усвоению позитивных мировозз-
ренческих ориентаций;
- организация и проведение культурных, спортивных, творческих
и иных мероприятий для детей и молодежи как интернационального ха-
рактера, так и включающих элементы этнических культур;
- привлечение молодежных совещательно-консультативных орга-
нов, созданных при государственных органах власти и органах мест-
ного самоуправления, общественных объединений молодежи, независимо
от их политических ориентаций, этнического состава или отношения к
религии, к решению актуальных вопросов городской жизни;
- развитие сети досуговых центров и клубов;
- развитие волонтерского движения;
- поддержка и развитие молодежных общественных объединений,
пропагандирующих идеи межнационального согласия и солидарности.
6.3. Образование:
- разработка единой системы методологии интернационального
воспитания;
- совершенствование системы этнокультурного образования на
всех уровнях непрерывного образования;
- внедрение в дошкольных, средних, профессионально-техничес-
ких образовательных учреждениях и высших учебных заведениях инте-
рактивных методов обучения этнокультурного взаимопонимания, форми-
рование устойчивых позитивных стереотипов в отношении представите-
лей инокультурной среды, в том числе просвещение по вопросам исто-
рически сложившегося культурного и этнического многообразия народа
России;
- развитие системы обучения русскому языку и социально-куль-
турной адаптации детей мигрантов, в том числе через "Школы русско-
го языка", ресурсные центры социально-культурной адаптации детей
мигрантов, образовательные учреждения с этнокультурным компонентом
образования;
- продолжение практики проведения в общеобразовательных уч-
реждениях города Москвы вечеров, фестивалей, смотров национальных
культур, способствующих формированию межэтнического взаимопонима-
ния, с участием представителей родительской общественности, нацио-
нальных общественных объединений;
- обеспечение через систему дополнительного образования изу-
чения народоведения и культурного наследия народов России и мира,
с привлечением соответствующих национальных общественных объедине-
ний Москвы;
- создание в образовательных учреждениях системы Департамента
образования города Москвы условий для изучения на добровольной ос-
нове религиоведческих курсов и курсов религиозной культуры с целью
усиления в образовательном процессе исторического аспекта станов-
ления мировых религий;
- повышение квалификации педагогов и обеспечение их методи-
ческими материалами для организации процесса воспитания духовного
согласия, основ межэтнического взаимопонимания и культуры общения,
а также по вопросам социальной адаптации и интеграции в городское
сообщество мигрантов, развития поликультурного и этнокультурного
образования;
- развитие сети школьных этнографических музеев;
- расширение взаимодействия школы и родителей учащихся через
проведение внеклассных мероприятий по интернациональному и этно-
культурному воспитанию, формированию у подрастающего поколения
гражданской позиции, взаимопонимания и культуры межэтнического
согласия;
- организационно-методическая поддержка в развитии деятель-
ности интернациональных клубов в учреждениях системы Департамента
образования города Москвы и в городских культурно-досуговых учреж-
дениях;
- повышение образовательного уровня и специальных знаний уча-
щихся образовательных учреждений, государственных служащих городс-
ких органов управления в области межэтнических отношений;
- совершенствование условий для развития этнокультурных обра-
зовательных запросов москвичей - представителей различных нацио-
нальностей, в том числе развитие деятельности клубов интернацио-
нальной дружбы;
- проведение на регулярной основе в образовательных учрежде-
ниях системы Департамента образования города Москвы уроков интер-
национального воспитания;
- повышение эффективности работы с прибывающими на постоянное
и временное проживание в Москву мигрантами в части их оптимальной
адаптации к специфике общественной жизни Москвы с привлечением на-
циональных общественных объединений.
6.4. Культура:
- популяризация национальных культур, традиций и обычаев на-
родов России и стран СНГ;
- проведение межрегиональных мероприятий, направленных на
взаимообогащение этнических культур;
- осуществление интернациональных акций;
- обеспечение условий для укрепления и сохранения семейных
ценностей, воспитание в молодежной среде уважительного отношения к
культурным традициям, языку и ценностям всех народов России;
- оказание поддержки развитию и деятельности национальных
(этнокультурных) театров и творческих коллективов;
- активизация работы культурно-просветительских учреждений,
направленной на сохранение историко-культурного наследия многона-
ционального народа Российской Федерации и его позиционирование как
"цветущей сложности" языков и культур.
6.5. Взаимодействие с институтами гражданского общества:
- обеспечение оперативной и эффективной обратной связи инсти-
тутов гражданского общества и государственных органов власти для
принятия управленческих решений по реализации государственной по-
литики в сфере межэтнических отношений в городе Москве;
- эффективное использование потенциала Совета по делам нацио-
нальностей при Правительстве Москвы и Общественного совета города
Москвы для повышения социальной активности и гражданской инициати-
вы москвичей в реализации стратегических задач социально-экономи-
ческого и общественного развития столицы;
- разработка и внедрение новых моделей взаимодействия, обес-
печивающих дифференцированный подход при выработке организационных
мер поддержки национальных общественных объединений, в зависимости
от их репрезентативности в соответствующей этнической группе и
вкладу в достижение целей реализации государственной политики в
сфере межэтнических отношений в городе Москве;
- создание дискуссионных площадок для общественного обсужде-
ния вопросов реализации государственной политики в сфере межэтни-
ческих отношений в городе Москве.
Национальные и межнациональные общественные объединения,
включенные в Реестр негосударственных некоммерческих организаций
города Москвы на добровольной и безвозмездной основе в порядке,
установленном постановлением Правительства Москвы от 21 августа
2007 г. N 720-ПП "О реализации Закона города Москвы от 12 июля
2006 г. N 38 "О взаимодействии органов государственной власти го-
рода Москвы с негосударственными некоммерческими организациями",
могут получать формы государственной поддержки, предусмотренные
Законом города Москвы от 12 июля 2006 г. N 38 "О взаимодействии
органов государственной власти города Москвы с негосударственными
некоммерческими организациями", нормативными правовыми актами Пра-
вительства Москвы.
6.6. Миграционная политика:
- участие в работе по совершенствованию федерального миграци-
онного законодательства;
- осуществление анализа миграционной ситуации в городе Моск-
ве;
- определение потребности в привлечении иностранных работни-
ков и формирование квот на привлечение и использование иностранной
рабочей силы в соответствии с потребностями экономики города Моск-
вы;
- осуществление комплекса мер, направленных на противодейс-
твие незаконной миграции и незаконной трудовой деятельности иност-
ранных граждан в городе Москве;
- повышение эффективности межрегионального трудового обмена;
- усиление взаимодействия с органами власти Московской облас-
ти по вопросам трудовой миграции;
- создание условий для постепенного сокращения количества
иностранной рабочей силы на городском рынке труда и замещения ва-
кантных рабочих мест жителями города Москвы и регионов Российской
Федерации;
- обеспечение условий для подготовки национальных кадров,
прежде всего из числа жителей города Москвы и Московской области,
их переобучения и переподготовки в целях замещения вакантных долж-
ностей в сферах городской экономики;
- осуществление мер по противодействию создания работодателя-
ми рабочих мест с заниженной оплатой труда, неудовлетворительными
условиями труда и жизнеобеспечения;
- оказание содействия органам местного самоуправления по воп-
росам методического и организационного обеспечения их работы с им-
мигрантами, в том числе обучения иммигрантов основам культуры и
истории города Москвы;
- использование потенциала институтов гражданского общества,
в том числе национальных и межнациональных общественных объедине-
ний, для работы с мигрантами по вопросам действующего порядка
оформления на работу, миграционного законодательства, обеспечения
их прав, преодоления правового нигилизма;
- обеспечение реализации в городе Москве программ обучения
русскому языку и социально-культурной адаптации детей мигрантов в
образовательных учреждениях системы Департамента образования горо-
да Москвы.
6.7. Взаимодействие с правоохранительными органами:
- координация деятельности органов внутренних дел, обществен-
ных организаций и национальных общественных объединений по охране
общественного порядка, профилактике конфликтов на этнической и ре-
лигиозной почве;
- разработка механизмов раннего выявления предпосылок к воз-
никновению противоречий и конфликтов социального и иного характе-
ра, которые могут приобрести этническую окраску, а также совер-
шенствование системы методов и форм разрешения таких конфликтов;
- создание условий для привлечения представителей националь-
ных общественных объединений для консультаций в процессе рассмот-
рения материалов, связанных с нарушением прав человека по призна-
кам этнической, расовой принадлежности и отношения к религии;
- создание межведомственных рабочих групп с привлечением экс-
пертов, научных организаций, профильных неправительственных неком-
мерческих организаций в целях оказания помощи правоохранительным
органам в экспертной оценке действий, совершенных по мотивам этни-
ческой, расовой, религиозной ненависти или вражды;
- организация взаимодействия с федеральными органами исполни-
тельной власти, осуществляющими функции миграционного учета и
контроля, и органами внутренних дел в целях применения предусмот-
ренных законом санкций к нарушителям миграционного законодательст-
ва и привлечения виновных лиц к ответственности (штрафы, админист-
ративное выдворение, депортация, и др.);
- координация деятельности в части контроля эксплуатации и
содержания жилищного фонда, обеспечения полной инвентаризации вы-
селенных и выселяемых жилых строений, реконструируемых жилых домов
в целях исключения возможности проникновения и проживания в них
как иностранных граждан, находящихся в городе Москве в условиях
нарушения ими установленного законом порядка пребывания, так и
российских граждан.
В целях пресечения действий физических, юридических, долж-
ностных лиц, общественных объединений и политических партий, нося-
щих дискриминационный характер, общественные объединения могут
оказывать гражданам содействие по защите их прав, в том числе по
направлению соответствующих материалов в правоохранительные орга-
ны.
6.8. Взаимодействие с религиозными объединениями:
- осуществление комплекса мер по преодолению негативных сте-
реотипов и установок в области межрелигиозных и межконфессиональ-
ных отношений, существующих на уровне массового сознания;
- развитие партнерских отношений между государством и религи-
озными объединениями в целях развития межрелигиозного диалога и
взаимопонимания, укрепления стабильности в обществе;
- укрепление позитивного представления о Москве как городе
межэтнического и межрелигиозного взаимопонимания и свободы вероис-
поведания и как столицы светского государства;
- содействие развитию международных связей в области обмена
опытом в решении вопросов обеспечения межэтнического и межрелиги-
озного взаимопонимания;
- сотрудничество, совместная работа государственных органов
власти и религиозных объединений в решении таких социальных задач,
как укрепление нравственных ориентиров в обществе, повышение роли
семьи, борьба с наркоманией, алкоголизмом, распространением детс-
кой, подростковой преступности и беспризорности;
- содействие постоянному диалогу между религиозными организа-
циями для выработки совместных мер по противодействию антиобщест-
венным формам морали;
- использование духовных ценностей традиционных религий для
укрепления морально-нравственных устоев общества, повышение гра-
мотности населения в вопросах религиозной философии и культуры;
- проведение систематизированной информационно-просветитель-
ской работы с населением, в первую очередь, с молодежью, в целях
противодействия распространению экстремизма и радикализма, а также
деятельности тоталитарных сект;
- поддержка неправительственных организаций, чья деятельность
направлена на информирование населения о деструктивных тоталитар-
ных сектах, на оказание жертвам таких объединений психологической,
правовой и юридической помощи.
6.9. Формирование благоприятной информационной среды:
- содействие производству информационных продуктов (телепере-
дач, шоу, фильмов, роликов, публикаций, интернет-проектов), пропа-
гандирующих и закрепляющих в общественном сознании консолидирующие
символы, идеи и установки в сфере межэтнического и межрелигиозного
взаимопонимания и взаимодействия;
- соблюдение сотрудниками печатных и электронных средств мас-
совой информации этических норм в вопросах освещения межэтнических
и межрелигиозных отношений;
- использование ресурсов сети Интернет в целях профилактики
распространения ксенофобии и идей агрессивного национализма;
- освещение проведения национальных и этнических праздников,
а также мероприятий, связанных с сохранением традиций и культур,
уникальных явлений этнокультурного и духовного наследия народов
России, популяризацией этнокультурного многообразия России, дове-
дение до жителей столицы информации о вкладе представителей разных
национальностей, в том числе мигрантов, в социально-экономическую
и культурную жизнь города Москвы, развитие межрелигиозного диало-
га;
- информирование общественности о реализации политики в сфере
межэтнических отношений в городе Москве, миграционной политики,
правовых и бытовых аспектов миграционных процессов, о мирном сосу-
ществовании в столичном мегаполисе лиц с различными этнокультурны-
ми укладами и традициями;
- оперативное реагирование на появление публикаций, способс-
твующих разжиганию межнациональной розни, дискриминации и ксенофо-
бии;
- информирование об основах социального поведения, правах и
обязанностях лиц, находящихся на территории города Москвы;
- освещение работы государственных органов власти Российской
Федерации и города Москвы по реализации городских целевых программ
в области развития межнациональных отношений, миграционной полити-
ки, этнокультурного развития, поддержки и развития межрегиональных
связей и межэтнических отношений, а также мероприятий федеральных
программ аналогичной направленности и правоприменительной практики
миграционного законодательства;
- формирование в Российской Федерации и за рубежом позитивно-
го образа города Москвы как столицы многонационального государс-
тва, где недопустимы шовинизм, экстремизм, национализм, ксенофобия
и любые формы дискриминации.
6.10. Мониторинг межэтнических отношений в городе Москве:
- обеспечение государственных органов власти города Москвы
полной, своевременной и достоверной информацией об этнических, де-
мографических, миграционных и экономических процессах, влияющих на
межэтнические отношения в городе Москве, в том числе:
- о фактах ограничения законных прав и свобод лиц, находящих-
ся на территории города Москвы, по признакам расовой или этничес-
кой принадлежности, установления этнического, расового, языкового
превосходства, а также иных действий, направленных на дискримина-
цию, разжигание расовой, национальной, языковой и религиозной роз-
ни, применение или угрозу применения насилия;
- об освещении в средствах массовой информации в России и за
рубежом состояния межэтнических отношений в городе Москве;
- о причинах конфликтов на межэтнической почве;
- о влиянии на этносоциальные процессы в городе Москве целе-
вых программ по реализации государственной политики в сфере межэт-
нических отношений в городе Москве, миграционной политики, этно-
культурного развития, поддержки и развития межрегиональных связей
и межэтнических отношений, а также мероприятий федеральных прог-
рамм аналогичной направленности.
Органом исполнительной власти города Москвы, ответственным за
организацию, проведение мониторинга является Комитет межрегиональ-
ных связей и национальной политики города Москвы, осуществляющий
функцию городского заказчика.
Результаты мониторинга межэтнических отношений используются
для планирования мероприятий по реализации государственной полити-
ки в сфере межэтнических отношений в городе Москве на основе дан-
ных показателей мониторинга, а также подготовки доклада Комитета
межрегиональных связей и национальной политики города Москвы о хо-
де реализации государственной политики в сфере межэтнических отно-
шений в городе Москве, который ежегодно представляется в Прави-
тельство Москвы в марте месяце.
|