На главную страницу

АНПО Правовой центр ИВВ МВД РФ

Все новости

Постановление Правительства Москвы от 22 июня 2010 г. N 522-ПП "О Концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве"
gerb

Правительство Москвы


Постановление Правительства Москвы от 22 июня 2010 г. N 522-ПП "О Концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве"

     В целях  эффективной  реализации  государственной  политики в
сфере межэтнических отношений,  совершенствования  комплексного  и
системного  подхода к регулированию этносоциальных процессов в го-
роде Москве  как столице Российской Федерации и  в соответствии  с
постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2009 г. N 945-ПП
"О дополнительных мерах по профилактике ксенофобии  этнополитичес-
кого  экстремизма  в молодежной среде города Москвы" Правительство
Москвы постановляет:
     1. Одобрить  Концепцию  реализации государственной политики в
сфере межэтнических отношений в городе Москве  (далее - Концепция)
согласно приложению к настоящему постановлению.
     2. Комитету межрегиональных связей  и  национальной  политики
города  Москвы  в соответствии с Концепцией разработать и предста-
вить в IV квартале 2010 г.  на  утверждение  Правительства  Москвы
комплексные  мероприятия  по реализации государственной политики в
сфере межэтнических отношений на 2011 год (далее - Мероприятия).
     3. Органам исполнительной власти города Москвы, участвующим в
реализации Концепции,  до 1 августа 2010 г.  представить в Комитет
межрегиональных связей и национальной политики города Москвы конк-
ретные предложения по реализации государственной политики в  сфере
межэтнических отношений в городе Москве по соответствующим направ-
лениям деятельности с учетом положений Концепции для  формирования
Мероприятий (п.2).

     4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам меж-
регионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакова С.Л.




Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков

  
  

  
                             Приложение
                             к постановлению Правительства Москвы
                             от 22 июня 2010 г. N 522-ПП






          Концепция реализации государственной политики
         в сфере межэтнических отношений в городе Москве




                              Москва
                              2010 г.


                            СОДЕРЖАНИЕ

1.      Общие положения....................................3

2.      Специфика и роль города Москвы
        как политического центра
        Российской Федерации ..............................4

3.      Этносоциальные процессы и их
        регулирование......................................6

4.      Принципы реализации
        государственной политики
        в сфере межэтнических
        отношений в городе Москве..........................9

5.      Цели и задачи  реализации
        государственной политики
        в сфере межэтнических
        отношений в городе Москве .........................11

6.      Механизмы реализации Концепции.....................15
     
     1. Общие положения

     Реализация государственной политики в сфере межэтнических от-
ношений в городе Москве - системная деятельность по  осуществлению
нормативно-правовых и организационных мер, учитывающих конституци-
онные права граждан на свободу этнической самоидентификации в про-
цессе регулирования социальных отношений,  направленная на сплоче-
ние городского сообщества на основе гражданственности,  культурных
и нравственных ценностей российского общества.
     При этом учитывается роль города  Москвы  как  политического,
экономического  и культурного центра многонационального федератив-
ного государства Российской Федерации,  его особое консолидирующее
значение для укрепления единства и солидарности многонационального
народа Российской Федерации как единой гражданской российской  на-
ции.
     Концепция направлена  на  поддержание  и развитие исторически
сложившихся традиций внутригородской жизни, решение общенациональ-
ных задач государства, развитие гражданской идентичности и обеспе-
чение прав граждан на удовлетворение их этнокультурных, языковых и
религиозных запросов.
     Государственная политика  в  сфере  межэтнических отношений в
городе Москве осуществляется,  прежде всего, посредством обеспече-
ния прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конститу-
цией Российской Федерации,  соблюдения принципов свободы совести и
равенства религиозных объединений перед законом, а также диалога и
сотрудничества между государственными органами власти, муниципаль-
ными  образованиями  города  Москвы и институтами гражданского об-
щества.
     Правовую основу  реализации  государственной политики в сфере
межэтнических отношений в  городе  Москве  составляют  Конституция
Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации,
федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные зако-
нодательные акты Российской Федерации,  а также Устав и законы го-
рода Москвы,  нормативные  правовые  акты  органов  исполнительной
власти Российской Федерации и города Москвы, настоящая Концепция.
     Государственная политика  в  сфере  межэтнических отношений в
городе Москве направлена на защиту интересов городского  сообщест-
ва, обеспечение прав и свобод жителей города Москвы и временно на-
ходящихся на ее территории иностранных граждан,  а также  лиц  без
гражданства.
     Субъектом права  в указанной сфере выступает как личность или
группа граждан (физических лиц),  реализующих свое конституционное
право на свободу этнической самоидентификации,  так и общественные
объединения,  в том числе ассоциированные по этническому принципу.
При  этом права групп граждан (физических лиц) исчерпываются инди-
видуальными правами ее членов.
     Концепция основана на гуманистических ценностях справедливос-
ти,  свободы,  человеческого достоинства, взаимопонимания, а также
на ценностях российского патриотизма и интернационализма.
     Концепция учитывает взаимосвязанность этнокультурных,  демог-
рафических,  миграционных и экономических процессов, их влияние на
сферу межэтнических отношений  и  предусматривает  согласованность
усилий органов исполнительной власти города Москвы,  межотраслевую
и межведомственную координацию деятельности по  поддержанию  соци-
альной стабильности в сфере межэтнических отношений в городе Моск-
ве.
     Концепция определяет  стратегию  интеграции  городского сооб-
щества как наиболее эффективную в условиях столичного мегаполиса и
является  основой для создания целостной системы нормативно-право-
вых,  социально-экономических, политических, государственно-управ-
ленческих  мер  по регулированию этносоциальных процессов в городе
Москве.
     Настоящая Концепция представляет собой изложение принципиаль-
ных подходов и положений по реализации государственной политики  в
сфере  межэтнических  отношений с учетом реалий общественной жизни
города Москвы и призвана стать ориентиром для органов исполнитель-
ной власти города Москвы,  органов местного самоуправления, трудо-
вых коллективов,  учебных заведений,  общественных объединений при
принятии решений,  влияющих на межэтнические отношения.

     2. Специфика  и  роль  города Москвы как политического центра
Российской Федерации

     Москва, одновременно являясь субъектом Российской  Федерации,
городом-мегаполисом и столицей России,  а также историческим цент-
ром русской и  российской  государственности,  представляет  собой
уникальную  агломерацию.  Совокупность этих качеств определяет ха-
рактерные именно для Москвы функции:
     - города,  в  котором необходимо обеспечить реализацию совре-
менных общественно-политических, гражданских и досуговых интересов
городского сообщества, а также обеспечение фундаментальных прав на
свободу самовыражения, социальную защиту, образование и труд;
     - субъекта  Российской  Федерации как средоточия значительной
части экономического и финансового потенциала страны;
     - научного, образовательного центра;
     - культурно-исторического центра;
     - общероссийского финансового центра;
     - наиболее инвестиционно привлекательного региона;
     - передового  в социальном,  культурном и инновационном плане
города-мегаполиса постиндустриального типа;
     - центра промышленности и инновационной модернизации экономи-
ки;
     - центра туризма;
     - региона, привлекательного с точки зрения миграции;
     - информационного,  медийного  центра  Российской  Федерации.
     Москва как столица Российской Федерации призвана олицетворять
современный и перспективный облик страны,  выполнять ряд столичных
функций,  под которыми понимается совокупность мер по  обеспечению
соответствующих  условий размещения и функционирования федеральных
органов власти, по выполнению представительских задач общероссийс-
кого  и международного уровней,  а также по реализации связанных с
этим обязательств.
     Москва как субъект Российской Федерации в последнее десятиле-
тие ХХ века сыграла значительную роль в  сохранении  государствен-
но-политического и  национального единства страны,  восстановлении
общественно-политических связей между народами и республиками быв-
шего  СССР,  развитии  интеграционных  процессов  на постсоветском
пространстве.
     В связи  с этим миссия города Москвы как политического центра
многонационального федеративного государства определяется его кон-
солидирующей  ролью  в деле укрепления единства многонационального
народа Российской Федерации, обеспечения этнополитической стабиль-
ности,  утверждения  и  развития принципов ответственной гражданс-
твенности и межэтнического согласия.
     Это обусловливает необходимость дальнейшего развития московс-
кого социума как сообщества социально ответственных горожан  высо-
кого культурного и морального уровня.  Важнейшим условием поступа-
тельного движения в этом направлении является утверждение атмосфе-
ры уважения достоинства человеческой личности,  различных  полити-
ческих убеждений, культурных и религиозных традиций горожан.

     3. Этносоциальные процессы и их регулирование

     Первая Всероссийская перепись населения, проведенная 28 янва-
ря 1897 г.,  зафиксировала в городе Москве и ее пригородах 1  млн.
426 тыс.  человек. Рост численности москвичей во многом происходил
за счет миграционного притока.  Материалы переписи 1912 года пока-
зали, что около 85%  жителей родились вне города Москвы.  Согласно
данным переписи населения  2002 года  в  городе  Москве  проживают
представители более 160 национальностей. Общее количество прожива-
ющих составляет 10,4 млн.  человек.  Население города Москвы за XX
век выросло в 10 раз,  а площадь городской территории с 60-х годов
увеличилась лишь на 10%.  Жители города Москвы,  относящие себя  к
русской национальности составляют 84,7% Не менее трети жителей го-
рода Москвы рождены от браков, в которых муж и жена относят себя к
разным национальностям.  В течение многих поколений сформировалась
интегрированная общность на основе урбанистической и русскоязычной
культуры - "москвичи".
     Под влиянием массовых и быстрых миграционных потоков,  начав-
шихся в 90-е годы, произошли существенные изменения в этническом и
социальном составе города Москвы. Во многом именно чрезвычайно вы-
сокие  темпы прироста в короткие отрезки времени отдельных катего-
рий мигрантов способствовали распространению ксенофобии и  мигран-
тофобии,  которые отразились на негативном восприятии представите-
лей соответствующих этнических групп постоянным населением Москвы.
Однако  непосредственно этнический фактор,  как таковой,  не имеет
определяющего влияния на состояние социальной стабильности городс-
кого сообщества, а придает иное звучание социальным проблемам.
     Среди приезжих выделяются временные трудовые мигранты,  наце-
ленные, прежде всего,  на заработки,  и те,  которые ориентированы
на постоянное жительство в  Москве.  Данные  категории  практикуют
разные  стратегии адаптации к жизни в столичном мегаполисе.  Боль-
шинство участников современных миграционных потоков привыкли  ори-

ентироваться на  традиционную  жесткую систему правил и норм,  а в
силу естественного стремления к объединению по признакам  этничес-
кой принадлежности предпочитают компактное проживание. В свою оче-
редь,  специфика современной московской культуры не воспринимается
ими  как  устойчивая и определенная культурная целостность.  В ре-
зультате внутри городского сообщества наметились тенденции к  вос-
созданию привычной этнокультурной среды, определенной субкультуры,
которая затем может воспроизводиться в следующем поколении  и  яв-
ляться основой для разрастания барьеров во взаимопонимании.
     Несмотря на то, что этнические и миграционные процессы предс-
тавляют собой,  по сути, два разных феномена, в сознании москвичей
они предстают в виде единого целого,  а призывы борьбы с нелегаль-
ной миграцией зачастую имеют именно межэтнический контекст. Однако
подавляющая часть жителей Москвы русской национальности  не  имеет
националистических убеждений, а возросшая в последнее время значи-
мость своей этнической принадлежности является реакцией на  резкое
изменение привычного этнокультурного фона городской среды,  опасе-
нием утраты культурных границ и  понижения  статуса.  Кроме  того,
особенность негативных установок у части городского сообщества  не
в тотальном отвержении других народов,  а в избирательном негатив-
ном отношении к определенным этническим группам,  что свидетельст-
вует  не о низкой толерантности вообще,  а о негативном образе от-
дельных национальностей, в основном, сформированном информационной
средой.
     Подавляющая часть  москвичей в той или иной мере отрицательно
относятся к радикальным националистическим объединениям.  Вместе с
тем негативные тенденции в общественном  сознании  могут  получить
развитие  в  связи с продолжающимся процессом социального расслое-
ния, пробелами миграционной политики, а также использованием этно-
политического  фактора экстремистскими и безответственными полити-
ческими силами. Ультраправые группы активно используют тактики эс-
калации напряженности, в том числе с использованием средств массо-
вой коммуникации,  развивая сетевые структуры,  в том числе в сети
Интернет.  Показательным примером воздействия информационной среды
на массовое сознание является то,  что большинство москвичей, при-
нимавших участие в социологических опросах,  считают, что межэтни-
ческие отношения  в городе Москве в той или иной мере напряженные.
Но лишь малая часть из них непосредственно сталкивались с ситуаци-
ями,  которые  были охарактеризованы ими как противоречия на почве
межэтнических отношений.
     В свою очередь, представители этнических групп, проживающие в
городе Москве,  сильно дифференцированы не только социально,  но и
по степени выраженности этнической идентичности.  Для одних,  осо-
бенно для проживающих в Москве более 15  лет,  традиционные  этно-
культурные границы реально стираются,  а этническая принадлежность
носит довольно условный характер.  Для других,  этническая принад-
лежность по-прежнему имеет важное значение в их жизни и служит ус-
ловием в выборе ближайшего окружения, причастности к межэтническим
конфликтам,  произошедшим на исторической родине. В этой связи ут-
верждать о единых интересах какой-либо этнической группы в масшта-
бах города Москвы оснований нет.
     В настоящее время для большинства граждан одно из  определяю-
щих значений в самоидентификации имеет религия.  Называя себя пра-
вославными,  мусульманами,  буддистами,  подавляющее   большинство
москвичей  лишь  фиксируют принадлежность к определенной этнокуль-
турной среде, при этом зачастую оставаясь носителями светского ми-
ровоззрения,  воспринимая  религию  в  качестве одного из основных
элементов культуры соответствующего народа и средством  укрепления
этнического самосознания.
     С другой стороны, существует значительное количество граждан,
имеющих  собственно  религиозное  мировоззрение  и соответствующую
шкалу ценностных ориентиров,  которые в условиях современных  про-
цессов глобализации выполняют различные функции - от психологичес-
ки-оборонительной до агрессивно наступательной.  В  свою  очередь,
внешние  и  внутренние деструктивные силы эксплуатируют социальное
недовольство и используют религиозный фактор  для  политической  и
этнополитической мобилизации людей.  В этом случае можно предполо-
жить,  что в условиях обострения межэтнических отношений религиоз-
ный фактор может оказать негативное влияние на развитие ситуации.
     С конца 90-х гг. комплекс задач по реализации государственной
национальной политики, в том числе по профилактике ксенофобии, на-
циональной и религиозной нетерпимости,  в основном,  решается пос-
редством реализации городских целевых программ.
     Мировоззренческая основа каждой из программ, несмотря на пре-
емственность,  имела свои особенности, обусловленные доминирующими
на момент  их  разработки  теоретико-методологическими  подходами.
Несмотря на их соответствие политическим реалиям текущего момента,
именно определенные отличия в методологии затруднили  формирование
единого стратегического видения решения вопросов указанной сферы в
органах исполнительной власти города Москвы.
     Вместе с тем эффективность реализации государственной полити-
ки в сфере межэтнических отношений в городе Москве во многом зави-
сит от наличия адекватной теоретико-методологической основы и  ин-
тегрирующего мировоззрения, способствующего эффективному утвержде-
нию в городском сообществе общеразделяемых ориентиров, принципов и
приоритетов.

     4. Принципы  реализации  государственной политики в сфере ме-
жэтнических отношений в городе Москве

     Реализация государственной политики в сфере межэтнических от-
ношений в городе Москве направлена на  активизацию  и  мобилизацию
человеческого,  интеллектуального потенциала городского сообщества
в целях безопасного и поступательного развития города Москвы, соб-
людение и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации
прав и свобод человека и гражданина.
     Концепция учитывает принципы, заложенные в Основных направле-
ниях стратегии развития города Москвы  на  период  до  2025  года,
одобренных постановлением Правительства Москвы  от 26 июня 2007 г.
N 513-ПП "О стратегии развития города Москвы на период до 2025 го-
да".  Ее генеральная цель - последовательное повышение качества  и
безопасности  жизни москвичей на основе устойчивого социально-эко-
номического развития города, передовых методов городского управле-
ния, использования современного прогрессивного международного опы-
та посредством роста благосостояния населения,  а  также  создания
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело-
века,  самореализацию и экономическую независимость человека,  ук-
репление  семьи,  нравственности и социальных принципов,  развитие
гражданского общества и его институтов.
     В городе Москве социальные принципы являются базовыми в  реа-
лизации государственной политики в сфере межэтнических отношений в
городе Москве и заключаются в:
     - равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от
расы, этнической принадлежности, отношения к религии;
     - обеспечении  соответствия  законов  и иных правовых актов в
области реализации государственной политики в сфере  межэтнических
отношений реалиям социально-экономического развития;
     - запрете любых форм ограничения прав  граждан  по  признакам
социальной,  расовой, этнической, языковой или религиозной принад-
лежности;
     - непримиримости к проявлениям шовинизма, агрессивного нацио-
нализма и расизма;
     - пресечении деятельности,  направленной на возбуждение этно-
социальной,  расовой,  национальной и религиозной розни, на подрыв
основ безопасности государства;
     - развитии интегрирующей роли  русского  языка  в  укреплении
единства соционормативного пространства городского сообщества;
     - совместимости и взаимодополняемости гражданской и  этничес-
кой составляющих в идентичности гражданина;
     - утверждении стратегии интеграции в качестве базовой в  реа-
лизации государственной политики в сфере межэтнических отношений в
городе Москве;
     - сохранении  исторического  и  культурного  наследия  города
Москвы,  исторически  сложившихся  традиций городского сообщества,
основанных на русском культурном базисе с обеспечением условий для
удовлетворения  этнокультурных запросов жителей Москвы,  относящим
себя к различным национальностям;
     - содействии интеграции в городское  сообщество  иммигрантов,
добровольно  переселяющихся на постоянное место жительства в город
Москву;
     - воспитании молодежи в духе российского патриотизма и интер-
национализма;
     - раннем  предупреждении,  профилактике  и  мирном разрешении
противоречий и конфликтов на этнической,  расовой или  религиозной
почве;
     - утверждении принципов взаимопонимания в вопросах межрелиги-
озного диалога.
     Концепция утверждает,  что права человека  должны  согласовы-
ваться с другими общечеловеческими ценностями и сочетаться с опре-
деленными обязанностями.  Концепция ориентирует на то,  что  граж-
данская  солидарность городского сообщества основывается не только
на признании и защите гуманистических ценностей,  но и на противо-
действии деструктивным явлениям общественного развития, в том чис-
ле межэтнической и межрелигиозной ненависти и вражде, радикальному
национализму,  ставящим интересы какой-либо этнической группы выше
гуманности и справедливости.

     5. Цели  и задачи реализации государственной политики в сфере
межэтнических отношений в городе Москве

     Основной целью Концепции  является  определение  приоритетов,
задач и основных направлений реализации государственной политики в
сфере межэтнических отношений в городе Москве.
     Стратегическими целями являются:
     - формирование единства и гражданской солидарности городского
сообщества на основе российской гражданственности,  патриотизма  и
интернационализма,  духовных  и нравственных ценностей российского
общества,  непримиримости к проявлениям расизма, ксенофобии и экс-
тремизма на этнической и религиозной почве;
     - создание условий по удовлетворению этнокультурных  запросов
жителей города Москвы;
     - обеспечение прав граждан на свободу совести и вероисповеда-
ния.
     Указанные цели могут быть достигнуты в условиях упрочения об-
щероссийской гражданской общности, утверждения принципов гражданс-
твенности на основе прав и свобод, уважения достоинства человечес-
кой  личности,  различных  политических  убеждений,  национальных,
культурных и религиозных традиций  жителей  Москвы.  Эффективность
достижения  стратегических целей и задач Концепции связана с нали-
чием единого концептуального подхода при  принятии  управленческих
решений на всех уровнях исполнительной власти города Москвы.
     Основными задачами реализации государственной политики в сфе-
ре межэтнических отношений в городе Москве являются:

     5.1. В области нормативно-правового  регулирования  и взаимо-
действия с правоохранительными органами:
     - создание  целостной  системы  регулирования  этносоциальных
процессов в мегаполисе;
     - обеспечение правовых условий и организационных мер для фор-
мирования и укрепления единства городского сообщества, а также для
удовлетворения этнокультурных запросов жителей города Москвы;
     - установление правовых и организационных основ гарантирован-
ного обеспечения жителей города Москвы и  временно  пребывающих  в
столицу граждан социально безопасными условиями жизнедеятельности;
     - совершенствование структуры органов  исполнительной  власти
города Москвы и кадровой политики в целях более эффективной реали-
зации государственной политики в сфере межэтнических отношений;
     - создание  на  уровне административных округов города Москвы
условий,  способствующих эффективной работе с прибывающими на пос-
тоянное и  временное  проживание  в  Москву  гражданами в части их
адаптации к этическим и культурно-нравственным нормам,  принятым в
городе Москве;
     - совершенствование правовой системы и правоохранительной де-
ятельности  по выявлению,  профилактике и нейтрализации негативных
тенденций и угроз в сфере межэтнических отношений;
     - недопущение политизации межэтнических отношений,  дискрими-
нации граждан по этническим,  расовым,  религиозным и иным призна-
кам;
     - выработка единой юридической терминологии в сфере  межэтни-
ческих отношений;
     - выработка и реализация мер раннего предупреждения этнополи-
тической и межрелигиозной напряженности и связанных с ней проявле-
ний экстремизма.

     5.2. В области молодежной политики и образования:
     - объединение усилий  органов  исполнительной  власти  города
Москвы и институтов гражданского общества, в том числе объединений
молодежи,  направленных на утверждение в общественном сознании жи-
телей  Москвы общечеловеческих ценностей,  традиций солидарности и
межнационального согласия;
     - разработка и внедрение механизмов работы с молодежью,  нап-
равленных на противодействие идеям  агрессивного  национализма,  а
также  способствующих усвоению позитивных ценностей и мировоззрен-
ческой ориентации;
     - интернациональное  и патриотическое воспитание молодежи;
     - приведение содержания и направлений этнокультурного образо-
вания  в городской государственной системе образования в соответс-
твие с реалиями социальной и этноконтактной ситуации в столице,  а
также необходимостью укрепления единства московского социума через
развитие межэтнической интеграции на основе русского языка, духов-
ных и нравственных принципов российского общества,  общероссийской
идентичности;
     - интеграция  в  московскую  систему образования и московский
социум молодежи всех национальностей,  детей мигрантов, не владею-
щих или плохо владеющих русским языком, путем обучения их русскому
языку,  передачи знаний о российской культуре,  основах  государс-
твенного устройства, российской истории и принятым в городе Москве
нормам поведения;
     - повышение  политико-правовой культуры жителей города Москвы
в области межэтнических отношений,  формирование нетерпимого отно-
шения к проявлениям ксенофобии, экстремизма и бытового национализ-
ма во всех их формах и проявлениях;
     - формирование и распространение идей российского интернацио-
нализма,  духовной и культурной общности российского народа,  рос-
сийского патриотизма, межэтнического согласия;
     - содействие широкому распространению знаний о городе Москве,
об  истории  и культуре народов России,  ближнего и дальнего зару-
бежья;
     - повышение образовательного уровня и уровня специальных зна-
ний государственных служащих городских органов управления в облас-
ти межэтнических отношений.

     5.3. В области  реализации миграционной политики:
     - учет влияния миграционного фактора на состояние межэтничес-
ких отношений в городе Москве, снижение рисков возникновения конф-
ликтов на почве этнической, расовой и религиозной неприязни;
     - содействие повышению согласованности  деятельности  органов
исполнительной  власти  города  Москвы в процессе реализации госу-
дарственной миграционной политики;
     - содействие   обеспечению  легальной  трудовой  деятельности
иностранных работников, сокращению нелегальной трудовой миграции и
теневого рынка труда, соблюдению трудовых и социальных прав иност-
ранных работников;
     - обеспечение  права приоритетного трудоустройства российских
граждан,  постепенное снижение  зависимости  экономики  города  от
иностранных  работников,  оптимизация  объемов иностранной рабочей
силы;
     - защита регионального рынка труда от избыточного неконтроли-
руемого притока иностранной рабочей силы  и  депмпинга  заработной
платы;
     - развитие кадрового потенциала,  адекватного  рынкам  произ-
водства  и  внедрения инновационных продуктов (массовая подготовка
трудовых ресурсов,  мотивированных для работы в инновационных сек-
торах);
     - создание благоприятных условий для адаптации трудовых  миг-
рантов к ценностям принимающего сообщества и интеграции мигрантов,
переселяющихся на постоянное место жительства в  город  Москву;
     - развитие  сотрудничества  в области разработки и проведения
миграционной политики органов власти города  Москвы  и  институтов
гражданского  общества на основе современных технологий межсектор-
ного взаимодействия.

     5.4. В культурной и информационной областях:
     - воспитание уважения к истории,  культуре и  языкам  народов
России, к мировым культурным ценностям, сочетание возможности сох-
ранения исторического наследия и этнокультурного  аспекта  в  лич-
ностной самоидентификации;
     - обеспечение условий для сохранения и развития  национальных
культур и нематериального культурного наследия;
     - формирование  и  развитие  общемосковского  информационного
пространства, способствующего утверждению идей духовной и культур-
ной общности  российского  народа,  патриотизма,  межнационального
согласия,  профилактике  экстремизма  на  этнической и религиозной
почве, любых форм дискриминации;
     - актуализация позитивных морально-нравственных традиций рос-
сийского общества, развитие ценностей, семьи, материнства, отцовс-
тва, связи поколений.

     5.5. В области взаимодействия с институтами гражданского  об-
щества:
     - совершенствование  технологий  социального  партнерства как
механизма публичной политики;
     - создание  дополнительных  возможностей для реализации граж-
данских инициатив,  направленных на достижение целей Концепции;
     - развитие институтов общественной экспертизы и общественного
контроля;
     - расширение  участия институтов гражданского общества в реа-
лизации комплексных городских и муниципальных программ;
     - расширение  возможностей участия общественных организаций в
разработке городских целевых программ по реализации  государствен-
ной  политики  в  сфере  межэтнических отношений в городе Москве и
оценке ее результативности;
     - разработка  системы  моральных  и материальных стимулов для
общественных организаций и предпринимателей, активно участвующих в
реализации  государственной политики в сфере межэтнических отноше-
ний в городе Москве.

     6. Механизмы реализации Концепции

     Практическая реализация положений  Концепции  предусматривает
создание  системы  управления,  учитывающей проявления этнического
фактора в различных областях жизни городского сообщества и предус-
матривающей его оптимизацию посредством управленческих решений ад-
министративных структур, в ведении которых находится соответствую-
щая сфера жизнедеятельности мегаполиса.
     Координацию деятельности органов исполнительной власти города
Москвы,  анализ степени влияния этнического фактора в той или иной
сфере,  выработку рекомендаций по его оптимизации осуществляет Ко-
митет  межрегиональных связей и национальной политики города Моск-
вы.
     Эффективная реализация  государственной  политики в сфере ме-
жэтнических отношений в городе Москве во  многом  обусловлена  ка-
чественной кадровой политикой, что предусматривает:
     - обеспечение замещения должностей государственной  гражданс-
кой службы в областях, соприкасающихся с этническим фактором, ква-
лифицированными специалистами;
     - совершенствование  структур  органов  исполнительной власти
города Москвы,  в компетенции которых находятся вопросы реализации
государственной национальной политики,  в целях ее более эффектив-
ного осуществления;
     - оптимизация  механизмов управления в области реализации го-
сударственной политики в сфере межэтнических  отношений  в  городе
Москве   посредством  межведомственной  координации,  консолидации
средств,  предусмотренных в социальной, культурной и образователь-
ной сферах на эти цели;
     - разработка эффективных форм взаимодействия между  государс-
твенными  органами власти всех уровней,  органами местного самоуп-
равления, а также институтами гражданского общества;
     - осуществление  финансового обеспечения реализации государс-
твенной политики в сфере межэтнических отношений за  счет  предус-
матриваемых  ежегодно  средств  бюджета города Москвы,  а также за
счет внебюджетных источников финансирования;
     - ведение аналитического мониторинга, научное прогнозирование
этносоциальных процессов,  в том числе в разрезе  административных
округов города Москвы в целях разработки социально ориентированных
проектов,  направленных на  оптимизацию  межэтнических  отношений,
миграционных  потоков,  интеграцию  мигрантов в московский социум,
воспитание культуры межнационального общения, поддержание в Москве
мира и гражданского согласия.
     Разработка конкретных городских целевых программ и  мероприя-
тий  по  реализации государственной политики в сфере межэтнических
отношений должна быть ориентирована на  приоритетные  направления,
изложенные в Концепции, с учетом предложений отраслевых и террито-
риальных органов исполнительной власти города  Москвы,  институтов
гражданского общества и экспертных оценок.
     Реализация государственной  национальной  политики  в  городе
Москве осуществляется по следующим направлениям:

     6.1. Нормативно-правовое обеспечение:
     - принятие  и совершенствование правовых актов,  направленных
на поддержание стабильности, противодействие экстремизму и предуп-
реждение конфликтов на почве этнической и религиозной неприязни;
     - разработка современной системы понятий и терминов,  связан-
ных с этнокультурной тематикой;
     - создание правовых механизмов профилактики дискриминации  на
расовой, конфессиональной и этнической почве;
     - разработка и реализация городских целевых программ, направ-
ленных на достижение целей Концепции;
     - включение вопросов профилактики ксенофобии и дискриминации,
обеспечения прав граждан на этнокультурное развитие в проекты сог-
лашений между субъектами Российской Федерации  о  торгово-экономи-
ческом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
     6.2. Молодежная политика:
     - разработка  и  реализация  (с привлечением органов местного
самоуправления) программ,  направленных на коррекцию установок де-
тей  и  подростков в области межэтнических отношений и утверждение
платформы этнокультурного многообразия в гражданском единстве;
     - разработка и внедрение механизмов работы с молодежью,  нап-
равленных на преодоление распространения шовинистических и  ксено-
фобских идей, а также способствующих усвоению позитивных мировозз-
ренческих ориентаций;
     - организация и проведение культурных, спортивных, творческих
и иных мероприятий для детей и молодежи как интернационального ха-
рактера, так и включающих элементы этнических культур;
     - привлечение молодежных  совещательно-консультативных  орга-
нов,  созданных при государственных органах власти и органах мест-
ного самоуправления, общественных объединений молодежи, независимо
от их политических ориентаций, этнического состава или отношения к
религии, к решению актуальных вопросов городской жизни;
     - развитие сети досуговых центров и клубов;
     - развитие волонтерского движения;
     - поддержка  и  развитие молодежных общественных объединений,
пропагандирующих идеи межнационального согласия и солидарности.

     6.3. Образование:
     - разработка единой  системы  методологии  интернационального
воспитания;
     - совершенствование системы  этнокультурного  образования  на
всех уровнях непрерывного образования;
     - внедрение в дошкольных,  средних, профессионально-техничес-
ких  образовательных учреждениях и высших учебных заведениях инте-
рактивных методов обучения этнокультурного взаимопонимания, форми-
рование устойчивых позитивных стереотипов в отношении представите-
лей инокультурной среды, в том числе просвещение по вопросам исто-
рически сложившегося культурного и этнического многообразия народа
России;
     - развитие  системы обучения русскому языку и социально-куль-
турной адаптации детей мигрантов, в том числе через "Школы русско-
го  языка",  ресурсные центры социально-культурной адаптации детей
мигрантов, образовательные учреждения с этнокультурным компонентом
образования;
     - продолжение практики проведения в  общеобразовательных  уч-
реждениях города Москвы вечеров,  фестивалей, смотров национальных
культур,  способствующих формированию межэтнического взаимопонима-
ния, с участием представителей родительской общественности, нацио-
нальных общественных объединений;
     - обеспечение  через систему дополнительного образования изу-
чения народоведения и культурного наследия народов России и  мира,
с привлечением соответствующих национальных общественных объедине-
ний Москвы;
     - создание в образовательных учреждениях системы Департамента
образования города Москвы условий для изучения на добровольной ос-
нове религиоведческих курсов и курсов религиозной культуры с целью
усиления  в образовательном процессе исторического аспекта станов-
ления мировых религий;
     - повышение квалификации педагогов и обеспечение  их  методи-
ческими  материалами для организации процесса воспитания духовного
согласия, основ межэтнического взаимопонимания и культуры общения,
а  также по вопросам социальной адаптации и интеграции в городское
сообщество мигрантов,  развития поликультурного и  этнокультурного
образования;
     - развитие сети школьных этнографических музеев;
     - расширение  взаимодействия школы и родителей учащихся через
проведение внеклассных мероприятий по интернациональному  и  этно-
культурному  воспитанию,  формированию  у  подрастающего поколения
гражданской позиции,  взаимопонимания  и  культуры  межэтнического
согласия;
     - организационно-методическая поддержка в  развитии  деятель-
ности  интернациональных клубов в учреждениях системы Департамента
образования города Москвы и в городских культурно-досуговых учреж-
дениях;
     - повышение образовательного уровня и специальных знаний уча-
щихся образовательных учреждений, государственных служащих городс-
ких органов управления в области межэтнических отношений;
     - совершенствование условий для развития этнокультурных обра-
зовательных запросов москвичей - представителей  различных  нацио-
нальностей,  в  том числе развитие деятельности клубов интернацио-
нальной дружбы;
     - проведение  на регулярной основе в образовательных учрежде-
ниях системы Департамента образования города Москвы уроков  интер-
национального воспитания;
     - повышение эффективности работы с прибывающими на постоянное
и временное  проживание в Москву мигрантами в части их оптимальной
адаптации к специфике общественной жизни Москвы с привлечением на-
циональных общественных объединений.

     6.4. Культура:
     - популяризация национальных культур,  традиций и обычаев на-
родов России и стран СНГ;
     - проведение  межрегиональных  мероприятий,  направленных  на
взаимообогащение этнических культур;
     - осуществление интернациональных акций;
     - обеспечение условий для укрепления  и  сохранения  семейных
ценностей, воспитание в молодежной среде уважительного отношения к
культурным традициям, языку и ценностям всех народов России;
     - оказание  поддержки  развитию  и  деятельности национальных
(этнокультурных) театров и творческих коллективов;
     - активизация  работы  культурно-просветительских учреждений,
направленной на сохранение историко-культурного наследия  многона-
ционального народа Российской Федерации и его позиционирование как
"цветущей сложности" языков и культур.

     6.5. Взаимодействие с институтами гражданского общества:
     - обеспечение оперативной и эффективной обратной связи инсти-
тутов  гражданского  общества и государственных органов власти для
принятия управленческих решений по реализации государственной  по-
литики  в сфере межэтнических отношений в городе Москве;
     - эффективное использование потенциала Совета по делам нацио-
нальностей  при Правительстве Москвы и Общественного совета города
Москвы для повышения социальной активности и гражданской инициати-
вы  москвичей в реализации стратегических задач социально-экономи-
ческого и общественного развития столицы;
     - разработка и внедрение новых моделей взаимодействия,  обес-
печивающих дифференцированный подход при выработке организационных
мер поддержки национальных общественных объединений, в зависимости
от их репрезентативности в  соответствующей  этнической  группе  и
вкладу  в  достижение  целей реализации государственной политики в
сфере межэтнических отношений в городе Москве;
     - создание  дискуссионных площадок для общественного обсужде-
ния вопросов реализации государственной политики в сфере  межэтни-
ческих отношений в городе Москве.
     Национальные и  межнациональные   общественные   объединения,
включенные  в  Реестр негосударственных некоммерческих организаций
города Москвы на добровольной и безвозмездной  основе  в  порядке,
установленном  постановлением  Правительства  Москвы от 21 августа
2007 г.  N 720-ПП "О реализации Закона города Москвы  от  12  июля
2006 г.  N 38 "О взаимодействии органов государственной власти го-
рода Москвы с негосударственными  некоммерческими  организациями",
могут  получать  формы государственной поддержки,  предусмотренные
Законом города  Москвы  от 12 июля 2006 г.  N 38 "О взаимодействии
органов государственной власти города Москвы с  негосударственными
некоммерческими организациями", нормативными правовыми актами Пра-
вительства Москвы.

     6.6. Миграционная политика:
     - участие в работе по совершенствованию федерального миграци-
онного законодательства;
     - осуществление  анализа миграционной ситуации в городе Моск-
ве;
     - определение  потребности в привлечении иностранных работни-
ков и формирование квот на привлечение и использование иностранной
рабочей силы в соответствии с потребностями экономики города Моск-
вы;
     - осуществление  комплекса мер,  направленных на противодейс-
твие незаконной миграции и незаконной трудовой деятельности иност-
ранных граждан в городе Москве;
     - повышение эффективности межрегионального трудового обмена;
     - усиление взаимодействия с органами власти Московской облас-
ти по вопросам трудовой миграции;
     - создание  условий  для  постепенного  сокращения количества
иностранной рабочей силы на городском рынке труда и замещения  ва-
кантных  рабочих мест жителями города Москвы и регионов Российской
Федерации;
     - обеспечение  условий  для  подготовки  национальных кадров,
прежде всего из числа жителей города Москвы и Московской  области,
их переобучения и переподготовки в целях замещения вакантных долж-
ностей в сферах городской экономики;
     - осуществление мер по противодействию создания работодателя-
ми рабочих мест с заниженной оплатой труда,  неудовлетворительными
условиями труда и жизнеобеспечения;
     - оказание содействия органам местного самоуправления по воп-
росам методического и организационного обеспечения их работы с им-
мигрантами,  в том числе обучения иммигрантов основам  культуры  и
истории города Москвы;
     - использование потенциала институтов гражданского  общества,
в  том числе национальных и межнациональных общественных объедине-
ний,  для работы с мигрантами  по  вопросам  действующего  порядка
оформления на работу,  миграционного законодательства, обеспечения
их прав, преодоления правового нигилизма;
     - обеспечение  реализации  в  городе Москве программ обучения
русскому языку и социально-культурной адаптации детей мигрантов  в
образовательных учреждениях системы Департамента образования горо-
да Москвы.

     6.7. Взаимодействие с правоохранительными органами:
     - координация деятельности органов внутренних дел, обществен-
ных  организаций и национальных общественных объединений по охране
общественного порядка, профилактике конфликтов на этнической и ре-
лигиозной почве;
     - разработка механизмов раннего выявления предпосылок к  воз-
никновению  противоречий и конфликтов социального и иного характе-
ра,  которые могут приобрести этническую окраску,  а также  совер-
шенствование системы методов и форм разрешения таких конфликтов;
     - создание условий для привлечения представителей  националь-
ных  общественных объединений для консультаций в процессе рассмот-
рения материалов,  связанных с нарушением прав человека по призна-
кам этнической, расовой принадлежности и отношения к религии;
     - создание межведомственных рабочих групп с привлечением экс-
пертов, научных организаций, профильных неправительственных неком-
мерческих организаций в целях оказания  помощи  правоохранительным
органам в экспертной оценке действий, совершенных по мотивам этни-
ческой, расовой, религиозной ненависти или вражды;
     - организация взаимодействия с федеральными органами исполни-
тельной власти,  осуществляющими  функции  миграционного  учета  и
контроля,  и органами внутренних дел в целях применения предусмот-
ренных законом санкций к нарушителям миграционного законодательст-
ва и привлечения виновных лиц к ответственности (штрафы, админист-
ративное выдворение, депортация, и др.);
     - координация  деятельности  в  части контроля эксплуатации и
содержания жилищного фонда,  обеспечения полной инвентаризации вы-
селенных и выселяемых жилых строений, реконструируемых жилых домов
в целях  исключения  возможности  проникновения и проживания в них
как иностранных граждан,  находящихся в городе Москве  в  условиях
нарушения  ими  установленного  законом порядка пребывания,  так и
российских граждан.
     В целях пресечения действий  физических,  юридических,  долж-
ностных лиц, общественных объединений и политических партий, нося-
щих дискриминационный  характер,  общественные  объединения  могут
оказывать  гражданам содействие по защите их прав,  в том числе по
направлению соответствующих материалов в правоохранительные  орга-
ны.

     6.8. Взаимодействие с религиозными объединениями:
     - осуществление  комплекса мер по преодолению негативных сте-
реотипов и установок в области межрелигиозных и  межконфессиональ-
ных отношений, существующих на уровне массового сознания;
     - развитие партнерских отношений между государством и религи-
озными  объединениями  в  целях развития межрелигиозного диалога и
взаимопонимания, укрепления стабильности в обществе;
     - укрепление  позитивного  представления  о Москве как городе
межэтнического и межрелигиозного взаимопонимания и свободы вероис-
поведания и как столицы светского государства;
     - содействие развитию международных связей в  области  обмена
опытом  в решении вопросов обеспечения межэтнического и межрелиги-
озного взаимопонимания;
     - сотрудничество,  совместная  работа государственных органов
власти и религиозных объединений в решении таких социальных задач,
как укрепление нравственных ориентиров в обществе,  повышение роли
семьи,  борьба с наркоманией, алкоголизмом, распространением детс-
кой, подростковой преступности и беспризорности;
     - содействие постоянному диалогу между религиозными организа-
циями  для выработки совместных мер по противодействию антиобщест-
венным формам морали;
     - использование  духовных  ценностей традиционных религий для
укрепления морально-нравственных устоев общества,  повышение  гра-
мотности населения в вопросах религиозной философии и культуры;
     - проведение систематизированной  информационно-просветитель-
ской работы с населением,  в первую очередь,  с молодежью, в целях
противодействия распространению экстремизма и радикализма, а также
деятельности тоталитарных сект;
     - поддержка неправительственных организаций, чья деятельность
направлена  на информирование населения о деструктивных тоталитар-
ных сектах, на оказание жертвам таких объединений психологической,
правовой и юридической помощи.

     6.9. Формирование благоприятной информационной среды:
     - содействие производству информационных продуктов (телепере-
дач, шоу, фильмов, роликов, публикаций, интернет-проектов), пропа-
гандирующих и закрепляющих в общественном сознании консолидирующие
символы, идеи и установки в сфере межэтнического и межрелигиозного
взаимопонимания и взаимодействия;
     - соблюдение сотрудниками печатных и электронных средств мас-
совой информации этических норм в вопросах освещения межэтнических
и межрелигиозных отношений;
     - использование  ресурсов  сети Интернет в целях профилактики
распространения ксенофобии и идей агрессивного национализма;
     - освещение  проведения национальных и этнических праздников,
а также мероприятий,  связанных с сохранением традиций и  культур,
уникальных  явлений  этнокультурного  и духовного наследия народов
России,  популяризацией этнокультурного многообразия России, дове-
дение до жителей столицы информации о вкладе представителей разных
национальностей,  в том числе мигрантов, в социально-экономическую
и культурную жизнь города Москвы,  развитие межрелигиозного диало-
га;
     - информирование общественности о реализации политики в сфере
межэтнических  отношений  в городе Москве,  миграционной политики,
правовых и бытовых аспектов миграционных процессов, о мирном сосу-
ществовании в столичном мегаполисе лиц с различными этнокультурны-
ми укладами и традициями;
     - оперативное реагирование на появление публикаций,  способс-
твующих разжиганию межнациональной розни, дискриминации и ксенофо-
бии;
     - информирование об основах социального поведения,  правах  и
обязанностях лиц, находящихся на территории города Москвы;
     - освещение работы государственных органов власти  Российской
Федерации и города Москвы по реализации городских целевых программ
в области развития межнациональных отношений, миграционной полити-
ки, этнокультурного развития, поддержки и развития межрегиональных
связей и межэтнических отношений,  а также мероприятий федеральных
программ аналогичной направленности и правоприменительной практики
миграционного законодательства;
     - формирование в Российской Федерации и за рубежом позитивно-
го образа города Москвы как столицы  многонационального  государс-
тва, где недопустимы шовинизм, экстремизм, национализм, ксенофобия
и любые формы дискриминации.

     6.10. Мониторинг межэтнических отношений в городе Москве:
     - обеспечение государственных органов  власти  города  Москвы
полной, своевременной и достоверной информацией об этнических, де-
мографических, миграционных и экономических процессах, влияющих на
межэтнические отношения в городе Москве, в том числе:
     - о фактах ограничения законных прав и свобод лиц, находящих-
ся на территории города Москвы,  по признакам расовой или этничес-
кой принадлежности,  установления этнического, расового, языкового
превосходства,  а также иных действий, направленных на дискримина-
цию, разжигание расовой, национальной, языковой и религиозной роз-
ни, применение или угрозу применения насилия;
     - об освещении в средствах массовой информации в России и  за
рубежом состояния межэтнических отношений в городе Москве;
     - о причинах конфликтов на межэтнической почве;
     - о  влиянии на этносоциальные процессы в городе Москве целе-
вых программ по реализации государственной политики в сфере межэт-
нических отношений в городе Москве,  миграционной политики,  этно-
культурного развития,  поддержки и развития межрегиональных связей
и  межэтнических отношений,  а также мероприятий федеральных прог-
рамм аналогичной направленности.
     Органом исполнительной власти города Москвы, ответственным за
организацию, проведение мониторинга является Комитет межрегиональ-
ных  связей и национальной политики города Москвы,  осуществляющий
функцию городского заказчика.
     Результаты мониторинга  межэтнических  отношений используются
для планирования мероприятий по реализации государственной полити-
ки  в сфере межэтнических отношений в городе Москве на основе дан-
ных показателей мониторинга,  а также подготовки доклада  Комитета
межрегиональных связей и национальной политики города Москвы о хо-
де реализации государственной политики в сфере межэтнических отно-
шений  в  городе Москве,  который ежегодно представляется в Прави-
тельство Москвы в марте месяце.
03 Июля 2010
0 комментариев

Имя:
Е-mail:




     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Студия НСв <<Новый Свет>>