На главную страницу  

АНПО Правовой центр ИВВ МВД РФ
т.т. (+7 495) 747-31-24 741-92-31

Skype Skype-статус

Вопрос - ответ  Вопрос - ответ

Здравствуйте, мне 19 лет можно ли всать на утчет в Военкомат по...»

машина оформлена на дочь.когда за рулем автомобиля находился ее отец...»

Добрый день. Когда мы забронировали банкетный зал нам было...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации

      Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
       Конституционный Суд Российской Федерации исключительно в пленарных заседаниях:
       1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации;
       2) дает толкование Конституции Российской Федерации;
       3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
       4) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;
       5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
       Конституционный Суд Российской Федерации в пленарных заседаниях также:
       1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации;
       2) формирует персональные составы палат Конституционного Суда Российской Федерации;
       3) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;
       4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, а также распределяет дела между палатами;
       5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации.

Комм. Л.В.Лазарев

       1. Организационная структура Конституционного Суда, предопределившая осуществление конституционного судопроизводства посредством пленарных заседаний и заседаний палат, потребовала разграничить компетенцию Конституционного Суда между ними. Имелись различные варианты такого разграничения: распределить всю компетенцию Конституционного Суда между палатами, оставив для пленарных заседаний рассмотрение лишь спорных и организационных вопросов (подобно распределению полномочий между Пленумом и сенатами Конституционного Суда ФРГ), или наделить палаты правом рассматривать только жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан и запросы судов, а все остальные вопросы решать в пленарных заседаниях (такие предложения вносились при разработке законопроекта).
       В комментируемом Законе получил отражение наиболее гибкий вариант, учитывающий как разнообразие вопросов ведения, входящих в компетенцию Конституционного Суда, так и потребность в рациональной организации его деятельности в зависимости от числа и характера обращений.
       2. Принципиальное значение имеет положение о том, что в пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда. Тем самым подчеркивается ведущая роль большой коллегии - полного состава Суда в разрешении дел. Критерий отбора вопросов для рассмотрения в пленарном заседании — их актуальность и значимость для обеспечения конституционной законности в стране.
       Наряду с этим определены вопросы, которые рассматриваются исключительно в пленарных заседаниях (ч.2 комментируемой статьи). Их можно разделить на две основные группы:
       1) вопросы юрисдикционного характера;
       2) организационные вопросы.
       3. К первой группе относятся такие вопросы конституционной юрисдикции, как разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов других субъектов Федерации, толкование Конституции России, дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента страны (пп.1-3 ч.2 ст.21). С осуществлением юрисдикционных полномочий связано принятие только на пленарных заседаниях посланий Конституционного Суда Федеральному Собранию, а также решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой в Федеральном Собрании (пп. 4, 5 ч.2 данной статьи).
       Отбор перечисленных юрисдикционных вопросов для рассмотрения исключительно в пленарных заседаниях обусловлен прежде всего высшим уровнем актов, принимаемых Российской Федерацией и ее субъектами и подлежащих оценке, их значением для развития и укрепления основ конституционного строя, Федерации, ее государственной целостности. Это конституции: Конституция Российской Федерации при ее толковании, конституции республик, уставы (своего рода "конституции") других субъектов Федерации. Положение и роль Президента России в механизме государственной власти предопределили норму о даче полным составом Конституционного Суда соответствующего заключения при выдвижении обвинения против Президента. Послания и законодательная инициатива по самой своей природе могут исходить только от Конституционного Суда в целом.
       Конституционный Суд в пленарных заседаниях в 1995-1996гг. неоднократно давал толкование различных норм Конституции Российской Федерации, проверял конституционность положений уставов ряда субъектов Федерации (Алтайского края, Читинской области и др.). В пленарном заседании 31 июля 1995г. рассматривалось дело, не относящееся к его исключительному ведению, но привлекшее повышенное общественное внимание, — о проверке конституционности актов Президента и Правительства Российской Федерации, связанных с военными действиями в Чечне.
       4. Вторая группа вопросов, рассматриваемых исключительно в пленарных заседаниях, касается организации и деятельности Конституционного Суда. Они определены в ч.3 ст.21 Закона и связаны с избранием Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судьи-секретаря (п.1), а также возможным досрочным освобождением их от должности (п.5), формированием персонального состава палат (п.2), принятием Регламента Суда (п.3), установлением очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и распределением дел между палатами (п.4), приостановлением или прекращением полномочий судьи Конституционного Суда (п.5).
       5. Перечень вопросов, рассматриваемых исключительно в пленарных заседаниях, не исчерпывается теми, которые определены в ст.21. Целый ряд иных полномочий Конституционного Суда, реализуемых только в пленарных заседаниях, установлен в других статьях Закона. Это прямо формулируется в соответствующих статьях или вытекает из характера полномочия.
       Некоторые из таких полномочий касаются судей Конституционного Суда: решение вопросов, связанных с гарантиями неприкосновенности судьи, — о даче согласия на привлечение судьи к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на его арест, применение других процессуальных мер (ст.15); восстановление полномочий судьи (ч.4 ст.17); вынесение предупреждения судье, имеющему занятия или совершающему действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда (п.7 ч.1 ст.18); внесение представления в Совет Федерации о прекращении полномочий судьи ввиду нарушения порядка его назначения на должность или о прекращении полномочий судьи, совершившего поступок, порочащий честь и достоинство судьи (п.1 ч.1 и ч.5 ст.18); уполномочие Председателя Конституционного Суда на выступление с заявлением от имени Конституционного Суда (п.3 ч.1 ст.24); возложение обязанностей на заместителя Председателя Конституционного Суда (ст.26). Исключительно в пленарных заседаниях решаются такие процессуальные вопросы, как принятие поступивших обращений к рассмотрению (ст.42), назначение дел к слушанию в пленарном заседании или в заседаниях палат (ст.47).
       Имеется еще ряд полномочий, реализуемых только в пленарных заседаниях. Они касаются аппарата Конституционного Суда: установление численности, структуры и штатного расписания аппарата; утверждение Положения о Секретариате Конституционного Суда (ч.3 ст.111); наделение правом оперативного управления имуществом структурные подразделения аппарата (ч.3 ст.7); утверждение в должности руководителей Секретариата Конституционного Суда и других подразделений и служб Конституционного Суда (п.4 ч.1 ст.24). См. комментарий к соответствующим статьям.


<< Назад Оглавление Вперед >>



     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Студия НСв <<Новый Свет>>