На главную страницу  

Юридическая компания "Кремль-юрист"
+7(495)171-31-14

Skype Skype-статус

Вопрос - ответ  Вопрос - ответ

Добрый день. Когда мы забронировали банкетный зал нам было...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Добрый день! В 2009 году была осуждена по статье 130 (оскорбление),...»

Если Я - офицер, находясь в пункте временной дислокации убыл после...»

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 91. Государственная пошлина

       1. Государственной пошлиной оплачиваются:
           исковые заявления;
           заявления о признании несостоятельными (банкротами) организаций и граждан;
           заявления о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора;
           заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
           апелляционные и кассационные жалобы на решения арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов;
           заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда;
           апелляционные и кассационные жалобы на определения арбитражного суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа.
       2. При увеличении исковых требований недостающая сумма государственной пошлины взыскивается при принятии решения в соответствии с увеличенной ценой иска. При уменьшении цены иска уплаченная пошлина не возвращается.
       3. Вопросы установления размера государственной пошлины, освобождения от ее уплаты, отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины и уменьшения ее размера решаются в соответствии с федеральным законом.

Комм. Фалькович М.С.

       1. В ст.91 АПК содержится перечень документов, которые подлежат оплате госпошлиной.
       Госпошлиной оплачиваются как первоначальные исковые заявления, подаваемые в соответствии со ст.102 АПК, так и заявления по встречному иску, предъявляемому в порядке, установленном ст.110 АПК. Госпошлиной должны оплачиваться заявления третьих лиц с самостоятельными требованиями на предмет спора о вступлении в дело в соответствии со ст.38 АПК, а также апелляционные и кассационные жалобы на решения арбитражного суда, подаваемые в соответствии со ст.145, 161 Кодекса. В Кодексе перечислены апелляционные и кассационные жалобы на определения арбитражного суда, которые оплачиваются государственной пошлиной: о прекращении производства по делу и оставлении иска без рассмотрения по основаниям, предусмотренным ст.85, 87 АПК; о наложении арбитражных штрафов, которые взыскиваются в соответствии с гл.13 АПК. Заявления о пересмотре решений по вновь открывшимся обстоятельствам (гл.23 АПК) госпошлиной не оплачиваются.
       Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров предусматривает рассмотрение арбитражным судом заявлений о выдаче исполнительных документов на принудительное исполнение решений третейских судов и возможность подачи жалобы на определение арбитражного суда о выдаче либо об отказе в выдаче такого документа. Эти заявления и жалобы также оплачиваются госпошлиной.
       2. Статьей 37 АПК установлено, что истец вправе до принятия решения арбитражным судом увеличить или уменьшить размер исковых требований. Вопрос о госпошлине решается в этих случаях следующим образом: недостающая сумма пошлины взыскивается при принятии решения в соответствии с увеличенной ценой иска, при уменьшении цены иска уплаченная пошлина не возвращается. Статья 37 АПК предусматривает также право истца до принятия решения отказаться от иска. И в этом случае уплаченная пошлина не возвращается. Распределение расходов по госпошлине между сторонами при увеличении-уменьшении истцом цены иска и отказе истца от иска производится по правилам ст.95 АПК.
       3. На основании п.2 ст.4 Закона о государственной пошлине по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, госпошлина взимается в следующих размерах:
           1) с исковых заявлений имущественного характера при цене иска: до 10 млн. рублей — 5 процентов от цены иска, но не менее минимального размера оплаты труда; свыше 10 млн. рублей до 50 млн. рублей — 500 тыс. рублей + 4 процента от суммы свыше 10 млн. рублей; свыше 50 млн. рублей до 100 млн. рублей — 2 млн. 100 тыс. рублей + 3 процента от суммы свыше 50 млн. рублей; свыше 100 млн. рублей до 500 млн. рублей — 3 млн. 600 тыс. рублей + 2 процента от суммы свыше 100 млн. рублей; свыше 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей — 11 млн. 600 тыс. рублей + 1 процент от суммы свыше 500 млн. рублей; свыше 1 млрд. рублей — 16 млн. 600 тыс. рублей + 0,5 процента от суммы свыше 1 млрд. рублей, но не свыше тысячекратного размера минимального размера оплаты труда;
           2) с исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, и по спорам о признании сделок недействительными — двадцатикратный размер минимального размера оплаты труда;
           3) с исковых заявлений о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов — 20 процентов от минимального размера оплаты труда — для граждан; десятикратный размер минимального размера оплаты труда — для организаций;
           4) с иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе с заявлений о признании права, о присуждении к исполнению обязанности в натуре — десятикратный размер минимального размера оплаты труда;
           5) с заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами) — десятикратный размер минимального размера оплаты труда;
           6) с заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — пятикратный размер минимального размера оплаты труда;
           7) с заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, — по размеру госпошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера — по размеру госпошлины, исчисленной исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;
           8) с заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда — пятикратный размер минимального размера оплаты труда;
           9) с апелляционных и кассационных жалоб на решения и постановления арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа — 50 процентов от размера госпошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера (подпункты 2-8 настоящего пункта), а по спорам имущественного характера — от размера госпошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы.
       При определении размера госпошлины, установленного в кратном размере от минимального размера оплаты труда, учитывается установленный законом минимальный размер оплаты труда на день уплаты госпошлины.
       4. Согласно п.10 Постановления ВАС РФ No.6 апелляционная и кассационная жалоба, в которой решения, определения или постановления обжалуются только в части взыскания или отказа во взыскании государственной пошлины, оплачиваются государственной пошлиной исходя из обжалуемой суммы.
       5. Согласно п.9, 32 Инструкции ГНС No.42 при подаче исковых заявлений (заявлений), апелляционных и кассационных жалоб иностранные организации, международные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность иностранные граждане, лица без гражданства уплачивают госпошлину на общих основаниях. Иностранные лица могут перечислять ее через надлежаще уполномоченных представителей в России, имеющих рублевые и валютные счета.
       Вместе с тем, как указано в п.4 этой Инструкции, в соответствии со ст.23 (п.2) Закона РФ от 27 декабря 1991г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила по госпошлине, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации, то применяются правила международных договоров.
       Так, в целях обеспечения равной возможности для судебной защиты законных прав и интересов при разрешении споров хозяйствующих субъектов, находящихся на территории разных государств в г.Ашхабаде 24 декабря 1993г. подписано соглашение "О размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств" государствами — участниками Содружества Независимых Государств (кроме Украины). Установлена ставка госпошлины при обращении в арбитражный и хозяйственный суд другого государства — 10 процентов от суммы иска в валюте иска (ст.2), а также в качестве единого денежного эквивалента — рубль — при уплате госпошлины в судебно-арбитражные органы государств — участников СНГ.
       При этом курсы национальных валют к рублю определяются национальными банками государств — участников СНГ. Оплата госпошлины в судебно-арбитражные органы производится в национальной валюте государства нахождения суда либо в рублях Российской Федерации с пересчетом по курсам национальных валют, определяемым национальными банками этих государств. Национальным банкам государств — участников СНГ поручено обеспечить беспрепятственную оплату госпошлины и взыскание денежных сумм по решениям арбитражных органов государств — участников Соглашения. Контроль за исполнением решений возложен на высшие судебно-арбитражные (хозяйственные) суды государств-должников (ст.3).
       6. При соединении в одном исковом заявлении нескольких самостоятельных требований госпошлиной оплачивается каждое из них. Так, исковое заявление о понуждении заключить договор либо о разрешении разногласий по условиям договора, когда в заявление включены также требования о взыскании установленного законом штрафа за уклонение от заключения договора или просрочку в его заключении, оплачивается по ставкам, установленным для исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении договоров, и исковых заявлений имущественного характера. В таком же размере оплачиваются исковые заявления о расторжении договоров и взыскании денежной суммы; например, иск о расторжении договора аренды помещения и его освобождении должен оплачиваться в 20-кратном размере минимальной месячной оплаты труда — по первому требованию, плюс 20-кратный размер минимальной месячной оплаты труда — по второму требованию, поскольку оно имеет неимущественный характер.
       7. Статья 91 АПК предусматривает, что вопросы отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины и уменьшения ее размера решаются в соответствии с федеральным законом.
       В настоящее время эти вопросы решены в п.3 ст.5 Закона о государственной пошлине, согласно которому арбитражный суд может отсрочить или рассрочить уплату госпошлины или уменьшить ее размер, исходя из имущественного положения сторон.
       Поэтому при принятии заявлений и жалоб необходимо исходить из следующего. Статьями 104, 149, 165 АПК предусмотрено, что к исковому заявлению, апелляционной и кассационной жалобам должны прилагаться документы, подтверждающие уплату госпошлины в установленном порядке и размере. В соответствии со ст.108, 151, 168 АПК исковое заявление и жалоба возвращаются, если не представлены указанные документы или отсутствует ходатайство об отсрочке, рассрочке уплаты госпошлины или уменьшении ее размера либо ходатайство об этом отклонено.
       Пленум ВАС РФ от 20 марта 1997г. (п.4 Постановления No.6) разъяснил, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобе либо в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению (жалобе). Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, поданное до обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.
       В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы.
       К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:
           подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица — заинтересованной стороны);
           подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам. К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.
       Следует иметь в виду, что по просьбе ВАС РФ Государственная налоговая служба России направила государственным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации письмо от 9 апреля 1997г. No BK-6-ll/1вн "О выдаче госналогинспекциями справок налогоплательщикам о счетах в банках и кредитных организациях". В письме отмечается, что для решения вопроса о предоставлении плательщикам государственной пошлины льгот по ее уплате арбитражный суд, рассматривающий соответствующее ходатайство стороны, должен располагать достоверной информацией о расчетных и иных счетах, наименованиях и адресах банков и других кредитных организаций, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица). Такие данные могут быть подтверждены налоговыми службами, располагающими необходимой информацией. В целях предотвращения необоснованного предоставления льгот по уплате государственной пошлины лицам, обращающимся с соответствующими ходатайствами в арбитражные суды, при подаче ими исковых и иных заявлений, апелляционных и кассационных жалоб, Госналогслужба России обязала государственные налоговые инспекции подтверждать по просьбе владельцев счетов (налогоплательщиков) данные о наличии у них счетов в банках и кредитных организациях для представления их в арбитражные суды. Данные о расчетных и иных счетах, наименованиях и адресах банков и других кредитных организаций, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица), должны содержаться в справках, подписанных начальниками госналогинспекций или их заместителями и заверенных печатью госналогинспекций.
       Постановлением Пленума ВАС РФ No.6 предусмотрено, что представления документов, подтверждающих обращение истца (заявителя), лица, подающего апелляционную или кассационную жалобу, к банкам и иным организациям за получением заемных средств, а также свидетельствующих об отсутствии у них ликвидного имущества, за счет реализации которого могла быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины, не требуется.
       Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.
       Арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства.
       При наличии ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба не могут быть возвращены в связи с неуплатой государственной пошлины. Если ходатайство касается уменьшения размера государственной пошлины, исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба оплачиваются государственной пошлиной в остальной части.
       Как разъяснено в п.5 Постановления Пленума ВАС РФ No.6 при принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы рассмотрение ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера производится единолично судьей суда соответствующей инстанции.
       Об удовлетворении ходатайства указывается в определении о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы, об отказе в удовлетворении ходатайства — в определении о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы.
       Согласно п.2 ст.140 АПК в определении должны быть указаны мотивы, по которым ходатайство удовлетворено либо в его удовлетворении отказано.
       Определение о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы в связи с отказом в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано на общих основаниях в соответствии со ст.108, 151, 168 АПК. Возможность обжалования определения об удовлетворении ходатайства и о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы Кодексом не предусмотрено.
       8. Президиум ВАС РФ, рассматривая протест на определение федерального арбитражного суда округа об отказе гражданину-предпринимателю в ходатайстве об уменьшении размера государственной пошлины по кассационной жалобе, отметил, что арбитражный суд в нарушение ст.140 АПК не указал мотивы, по которым суд пришел к своим выводам. Исследовав материалы дела, Президиум установил, что крестьянское (фермерское) хозяйство, земельный участок которого был занят ответчиком, нанесшим этим хозяйству взыскиваемые истцом убытки, было создано в декабре 1994г., однако не смогло приступить в 1995г. из-за объективных причин к использованию земельного участка. Так как сельскохозяйственная продукция не производилась, хозяйство не получало прибыли и находилось в неудовлетворительном финансовом состоянии, что подтверждалось балансом по состоянию на 1 января 1996г. Эти обстоятельства давали основания удовлетворить ходатайство истца об уменьшении размера государственной пошлины по кассационной жалобе.
       Учитывая имущественное положение истца, Президиум ВАС РФ уменьшил размер государственной пошлины по кассационной жалобе с 651'800 руб. до 50 тыс. рублей.
       9. Согласно п.6 Постановления Пленума ВАС РФ No.6 в тех случаях, когда при отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины до дня заседания арбитражного суда сторона не представила к этому сроку документа, подтверждающего ее уплату, вопрос о взыскании государственной пошлины с соответствующей стороны решается арбитражным судом при принятии решения, определения, постановления. Если арбитражный суд удовлетворяет исковые требования (жалобу), государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета. При отказе в удовлетворении исковых требований (жалобы) государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому дана отсрочка или рассрочка в ее уплате.
       10. Отсрочка уплаты госпошлины сводится к установлению момента, на который она должна быть выплачена. При рассрочке соответствующие суммы подлежат периодической выплате.


<< Назад Оглавление Вперед >>



     
 

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией. Информация по услугам не является публичной офертой. Любой юридический совет по конкретному делу должен быть получен только непосредственно от адвоката.
Rambler's Top100
Студия НСв <<Адвокаты Москвы>>